Страницы

суббота, 13 августа 2022 г.

Борис Межуев: Август 1987 года

З5 лет назад. Мой прошлый пост про Август 1987 года навел меня на некоторые размышления. Главной фигурой Конгресса по философии, логики и методологии науки тогда считался только ставший помощником Горбачева Иван Тимофеевич Фролов. Это была такая его визитная карточка. Конгресс должен был продемонстрировать новое качество советского марксизма, прогрессивного, передового, совместимого со свободным научным поиском и тем неопределенным, что можно обозначить словом "гуманизм".  Фролов был, видимо, человеком субъективно честным, в отличие от Александра Яковлева, то есть он реально хотел того, чего хотел, и не был преисполнен ненависти к системе, которую должен был защищать. Это то и вызывал раздражение. 

Разумеется, в то время марксизм - и гуманный, и негуманный, любой - уже вызывал ненависть большей части интеллигенции. Уже все прочли "Архипелаг ГУЛАГ", передовая интеллигенция уже втайне хотела свержения всех большевистских кумиров, а не одного Сталина. И я тоже, разумеется, втайне ненавидел и марксизм, и гуманизм, и весь коммунистический проект, ровно по той причине, по какой его ненавидели и все. Но вот сегодня понято, что с консервативной точки зрения для меня вот такой разбавленный дистилированный марксизм, ничему и никому не мешающий, именно как "скрепа" был лучше прорыва самого благонамеренного рессентимента. Консерватизм ведь - это не упорное стремление утвердить свои ценности, это готовность принять чужие ценности, если они служат какой-то позитивной задаче - в данном случае задаче предохранения распада. 

Потому что как только август прошел и наступил сентябрь, все незаметно начало меняться. Хотя погода еще долго оставалась теплой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий