Меня атаковали комментаторы, рассказывающие о том, как американский империализм задушил нефтяную отрасль Венесуэлы, и что достаточно снять санкции, и Венесуэла зальет мировой рынок нефтью. Отвечаю.
Сначала коротко для людей способных самостоятельно анализировать данные.
Первые санкции против нефтяной отрасли Венесуэлы – 2019 год. Первые экономические санкции против Венесуэлы как страны, а не против отдельных чиновников или организаций - 2017. Добыча нефти в Венесуэле 1998 год - 3,2 миллиона баррелей в день, 2003 – 2,3 мбд, 2017 – 2 мбд, 2018 - 1,5 мбд, 2019 - 0,9 мбд, 2024 – 0,9 мбд.
Таким образом ВСЕ сокращение нефтедобычи в Венесуэле произошло ДО введения против ее нефтяной отрасли американских санкций, а текущая добыча примерно соответствует уровню, существовавшему на момент введения.
Теперь чуть более развернуто о причинах произошедшего.
В 1998 году Венесуэла добывала 3,2 мбд (в тот же год Россия добыла 6 мбд). В этом году цены на нефть в постоянных долларах были самыми низкими за всю историю отрасли. Россия переживала острейший кризис. Однако добыча конкретно в Венесуэле выросла в тот год на 10%, а за предшествующие 5 лет в 1,5 раза.
В этот период процветания часть добычи контролировалось государственной монополией PDVSA, часть - иностранными нефтяными компании, которым передавали технически более сложные и дорогие в разработке месторождения.
Отрасль стремительно развивалась, однако в декабре 1998 к власти в стране пришел Уго Чавес. Еще во время избирательной кампании он обещал взять деньги для выполнения своих социальных обещаний у зажравшихся нефтяников и сразу и приступил к выполнению своих обещаний, срезая зарплаты менеджмента, инженеров и квалифицированных рабочих PDVSA. Нефтяники и правда получают очень много даже по меркам развитых стран, не говоря о Венесуэле, а отрасль преимущественно государственная и работает в ней много народа. Чавес не подумал о том, что подобные специалисты легко найдут работу в других странах.
Первое значимое снижение объемов добычи после десятилетия роста было связано с забастовками нефтяников. В рамках их подавления годах из PDVSA были уволены 12 тысяч высококвалифицированных сотрудников, которых заместили политически лояльными люмпенами. Сколько уволилось самостоятельно история умалчивает.
Ценой тому было падение объемов добычи с 3,2 до 2,3 миллионов баррелей в день уже к 2003 году (Россия в этом году добывала уже 8,5 мбд). Однако на дворе была середина 2000-х, цены на нефть били рекорды. Иностранные нефтяные компании наперегонки увеличивали добычу. По итогу к 2007-2008 годам, на пике цен, добыча почти вернулась обратно к 3 мбд. за счет действий иностранных нефтяников.
Что произошло дальше? Правильно! Чавес начал изменять условия налогообложения иностранных нефтяных компаний (в основном работавших в рамках СРП и защищенных от изменения налоговых ставок договорами с международным арбитражем). Делал он это топорно, не соблюдая минимальных приличий. В результате инвестиции в новые месторождения остановились, а местами добыча снизилась даже на действующих. Просто от административной дезорганизации. С 2007 года добыча западных нефтяных компаний снижается, а в течение следующих 10 лет обнуляется.
И все бы ничего. Даже без иностранных инвесторов и квалифицированного менеджмента при ценах на нефть, наблюдавшихся последние 25 лет, PDVSA вполне могла бы поддерживать добычу. Ведь умудрялись же они как-то наращивать добычу при в 5 раз меньших ценах в 1998.
Однако тут включился самый удивительный механизм сознательного уничтожения курицы, несущей золотые яйца. Чавес и Мадуро последовательно сокращали инвестиции в нефтяную отрасль. На социалку деньги нужны были, вот и перераспределяли от жирных нефтяников. В результате государственные инвестиции в отрасль в течение 20 лет были примерно вдвое меньше минимума, необходимого для простого воспроизводства текущих уровней добычи.
У ряда процессов, в том числе нефтедобычи, есть такое необычное свойство: если долго не инвестировать в разработку новых месторождений, то старые рано или поздно закончатся. Между тем как ты перестал инвестировать и тем, как все остановилось может пройти много времени. Конкретно в нефтянке даже десятилетия, но сколько веревочке не виться – конец известен. К 2019 году, когда американцы ввели свои санкции развал отрасли был успешно завершен собственными силами. В 1998 Венесуэла добывала 3,2 мбд а Россия 6 мбд. В 2019 - 0,9 и 11,2 мбд соответственно.
Текущий (лет 15 как) экономический кризис в Венесуэле наступил не от диктатуры, коррупции или ссоры с американцами. Напротив, у кризиса, сокращения добычи и американских санкций были одинаковые причина: идиотизм.
Для того, чтобы Венесуэла увеличила добычу нефти недостаточно просто отменить американские санкции. Сначала необходимо сменить правительство (в идеале и население), потом долго униженно умолять гнусных колонизаторов, чтобы они соизволили вернуться к эксплуатации природных богатств Венесуэлы. И если удастся убедить колонизаторов снова взвалить на себя это тяжкое бремя – потребуются годы если не десятилетия опережающих инвестиций. Отрасль слишком долго разваливали, восстанавливать придется также долго.