Тимоти Лири: "Воспитательно-образовательная система вовсе не хочет, чтобы вы развивали сознание, жили и ощущали мир непосредственно. Ей вовсе не нужно, чтобы вы эволюционировали и совершенствовались. Ей не нужно, чтобы вы переходили на высшие уровни реальности. Ей нужно, чтобы вы относились серьезно к социальным играм".
Как известно, соцсети нужны лишь для одного - делиться с окружающими своей Психологической Травмой. Харрасмент, кэтколлинг, газлайтинг, фэтшейминг, буллинг и прочие удобные русские слова - все это источники травмы. Травмой нужно делиться с подписчиками (можно даже написать лонгрид!), а затем лечить ее психотерапией, антидепрессантами и прогулками на гироскутере по собянинской Москве. Когда-то это, конечно, называлось словом "нытье", но те дикие времена прошли. Теперь у нас эмпатия, позитив и зеркальные нейроны.
Начало сентября - особое время, когда многие делятся воспоминаниями, какую Психологическую Травму нанесла им школа. Страдают, заламывают руки. Сравнивают школу с тюрьмой и армией (особенно усердствуют те, кто не бывал ни там, ни там). В общем, все на фоне всего этого захотелось написать о школе что-нибудь хорошее.
И это сложно. Ведь школа - действительности институт индустриальной эпохи, структурно схожий с армией и тюрьмой. Институты индустриальной эпохи ужасны. Хуже только институты эпохи доиндустриальной. Постиндустриальные институты, конечно, лучше. Но с ними такая штука - о них все говорят, но никто не видел.
Чему учит школа? Разумеется, послушанию и конформизму. Однако наблюдательных людей она учит и другому. Тому, что ум и высокие формальные оценки - это разные вещи (и порой плохо совместимые). Тому, что бюрократия бессмысленна и беспощадна, но при некоторой сноровке ее легко обхитрить. Тому, что правила - это одно, а практика - совсем другое. Это и есть та "реальная жизнь", к которой готовит школа - жизнь полная абсурда, лицемерия, вранье, несправедливости т.д.
Но именно этим и хороша школа. Потому что - сюрприз-сюрприз! - попадая во взрослую жизнь вы вскоре обнаруживаете, что она ничем не отличается. Самые агрессивные мудаки стали ментами и бандитами и теперь в разы опаснее. Тупые, но услужливые отличники сделали карьеру в академии, консультируют Госдуру и пишут экспертизы по 282. Школьная бюрократия в лице Марьиванны не чета бюрократии большого мира, которая может портить вам жизнь в промышленных масштабах.
Учиться взаимодействовать со всем перечисленным лучше пока оно маленькое - то есть в школе. Именно школа учит вас распознавать паттерны общественного бестиария, школа дает нам иммунитет к пропаганде и презрение к официозу. Школа - это сержант-социопат из "Цельнометаллической оболочки", приятного в ней мало, но она готовит вас к настоящей войне. Вспоминайте школу с благодарностью. Ведь дальше будет только хуже!
(с) Michael Pojarsky
Комментариев нет:
Отправить комментарий