Политкомиссия революционных
коммунистов-социалистов
(интернационалистов)
по созданию
Всемирной Единой Партии-Государства трудящихся
во главе с Сетевым Народным Правительством


La Commission Politique des Communistes-Socialistes Révolutionnaires (Internationalistes)
pour la Fondation de l'Unité Parti-Etat Mondial des Travailleurs
dirigé par le Gouvernement Populaire Réseau




Лаборатория мир-системного анализа
Фонда "Центр марксистских исследований"

http://centrmarxissled.ucoz.ru


четверг, 20 июня 2019 г.

Социалистическая и национально-патриотическая идеи: перспективы синтеза

проект   
Резолюция 
круглого стола «Социалистическая и национально-патриотическая идеи: перспективы синтеза»
Анапа, 22-23 июня 2019 года

Настоятельная необходимость идейного объединения носителей социалистической и национально-патриотической идеологий остается сверхактуальной, по мнению участников круглого стола, в связи с продолжающими набирать силу негативными тенденциями в российском обществе.
С осени 2018 года, на фоне усиления протестных настроений в обществе, в России стала активно нарастать деятельность по преодолению социальной атомизации, выразившаяся в движении по установлению и развитию социальных связей между гражданскими и политическими активистами и их группами. Но в политическом поле страны отсутствует объединенная сила, способная не только противостоять наличной социальной системе, но и взять на себя в будущем ответственность за страну. Оппозиция сегодня представлена множеством партий и движений, так и не ставших реальными политическими субъектами
.Ни идейная база НПСР, ни положения программ С.С. Сулакшина, Л.К. Фионовой, РРП, РКРП-КПСС, КР, ОКП и т.д. сами по себе не способны обеспечить консолидацию народных масс. Ибо существующий идеологический плюрализм препятствует выработке общих мировоззренческих основ социальной деятельности народа, а решение частных вопросов (ЖКХ, утилизации бытовых и производственных отходов, экологии, срока дожития, размеры социальных пособий и пенсии) невозможно без решения основного вопроса: О СОБСТВЕННОСТИ И ВЛАСТИ. Призывы к объединению пока остаются преимущественно декларативными. Действующий до сегодняшнего дня подход показал, что критика существующей общественной системы и принцип: «Сегодня мы выступаем единым фронтом против режима, а потом как-нибудь разберемся между собой», даже при известной общности программных установок участников оппозиции, не являются достаточным основанием для реальной консолидации.
Единственной оппозиционной партией, имеющей концептуально выстроенную идеологическую основу, четкую структуру, развитую региональную базу, отлаженные «вертикальные» и «горизонтальные» связи и систему долгосрочного, в соответствии с Программой, планирования работы, является сегодня КПРФ. Однако, в нынешних исторических условиях, после трех десятков лет идеологической анархии, постановка вопроса об утверждении безусловной доминанты в массовом сознании только идейного комплекса КПРФ невозможна. Мы видим единственный путь подлинного объединения оппозиционных сил – максимально возможное сближение идейных позиций «левых» и националистов, верующих и атеистов, сторонников и противников опыта СССР, сталинистов и антисталинистов на основе конкретных социально-экономических и политических запросов большинства граждан России, реализуемых в конкретной Программе (экономический базис) и гарантированно обеспечиваемых Конституцией (надстройка). Именно это приветствуется народом России. В этом многие граждане видят практическое воплощение патриотизма и залог суверенной субъектности каждой личности и общенационального суверенитета.
На повестке дня сегодня новый уровень требований к теоретическому фундаменту Образа Будущего России и путей его достижения. На данном этапе основополагающей остаётся теория марксизма, хотя речь идёт и о так называемой «цивилизационной парадигме истории», ставшей основой традиционалистской и националистической идеологий. Сегодня необходимо развенчание целого ряда мифов, порождающих враждебное отношение друг к другу носителей социалистической (коммунистической) и традиционалистской (националистической) идеологий.
В ходе обмена мнениями мы пришли к заключению о том, что сближение идейных позиций двух указанных разновидностей идеологий возможно при взаимном принятии ряда перечисленных ниже тезисов.

·Национализм – это не шовинизм (идеология национализма: сущность и содержание)
Участники Круглого стола считают необходимым немедленно прекратить «демонизацию» идеологии национализма. Ее теоретическая основа – цивилизационная парадигма истории, а основа практическая - идея любви к своей этнической общности, приоритетности защиты ее интересов. Это относится и к русской государствообразующей национальности, и ко всем национальностям и народностям многонациональной России. Это утверждает и классический марксизм. Участники Круглого стола считают целесообразным в плане дальнейшей теоретической работы вновь обратиться к хорошо разработанным в советской марксистской литературе понятиям «историческая общность людей», «национальная культура», «национально-освободительная революция», «право наций на самоопределение», «советский народ» и др., а также – обратить особое внимание на современную постановку компартией «национального вопроса» и «русского вопроса», в частности.

·Общее и особенное в истории человечества. Диалектика исторического процесса – в его единстве и многообразии 
Марксистская и цивилизационная парадигмы исторического процесса – это лишь два различных угла зрения на историю. Марксизм рассматривает ее как единый, универсальный для всего человечества процесс. С позиций этой идеологии, развитие общества есть естественный общечеловеческий процесс, включенный в объективные закономерности материального мира. И теоретическая база последовательно социалистической идеологии – это марксистское материалистическое понимание истории человечества. Но материалистическое понимание истории не отрицает того факта, что законы общественной жизни историчны, т.е. действуют лишь в пространственно-временных границах. Именно поэтому базовые понятия идеологии социализма (суверенитет, социальное государство, коллективизм, коллективные формы хозяйствования, справедливость, равное распределение материальных благ) всегда имеют свою конкретно-историческую интерпретацию, а реальная практика строительства социализма всегда «национально окрашена».
В идеологии национализма всемирная история предстает как поливариантный процесс взаимодействия уникальных национальных общностей.  Каждая из них – это локализованное в пространстве и во времени сообщество людей, создающих свои формы и структуры социальности (экономику, государственность, правовые системы и т.д.). Этнос как сообщество людей с едиными пространством, культурой, формами общежития, ценностями и исторической судьбой является совершенно реальным субъектом истории, внося в сокровищницу всемирной истории свой конкретный неповторимый вклад, участвуя тем самым в осуществлении всемирной истории.
Таким образом, во взаимодополнении двух парадигм мы видим опредмечивание диалектических категорий общего и особенного: общее в истории реализует себя только через особенное, отдельное, а оно, в свою очередь выступает условием всеобщего.

·Классы и этносы - субъекты истории
С позиций идеологии национализма, национальная общность, формируясь не столько на основе единства «крови», сколько в процессе освоения  локальной природной среды, обретает историческую субъектность тогда, когда у этноса появляется ощущение духовного единения, когда формируется национальное самосознание. Национализм акцентирует внимание на наличии у каждого этноса особенностей мировосприятия, национального стереотипа поведения и общей исторической судьбы. Различия между отдельными этапами в развитии общества, а также - различия между национальными культурами зависят как от способов материального производства, так и от типов национального мировосприятия. Напротив, сами параметры материального производства и виды политических систем воспроизводятся под влиянием национального самосознания того или иного этноса.
Носители идей социализма  характеризуют этнос как общность людей, обладающую единством природных условий жизни, единой хозяйственно-экономической системой, языком, чертами национального характера, культурой, самосознанием. Националистический принцип единства нации и уникальности каждой национальной общности людей выступает одновременно одним из фундаментальных принципов социалистической идеологии.
Общественные классы, выступая безусловными субъектами исторического творчества (что прекрасно доказано социальной теорией марксизма), формируются, как известно, в процессе материального производства и различаются, прежде всего, по их месту в системе производства и по отношению к средствам производства. Классы – явление не только общечеловеческое, но и национальное. С точки зрения всеобщих закономерностей истории, открытых марксизмом, классы имеют прямое отношение к всемирному прогрессу (обеспечивают, либо – тормозят его), а классы-антагонисты на определенном этапе раскалывают этнос на «две национальности», «две культуры». С точки же зрения цивилизационного подхода, общественные классы просто имеют этническое происхождение, национальную специфику и выступают либо носителями, либо противниками интересов этноса. Следовательно, прямой противоположности в вопросе об оценке роли классов и этносов в истории между идеологиями марксизма и национализма нет.

·Капитализм уничтожает этничность
Оперируя дихотомией «капитализм-социализм», обозначая этими понятиями различные общественно-экономические системы, марксистская идеология ясно очерчивает антинациональную суть капитализма как такового. Капитализм культивирует заложенные в человеке эгоистические установки, в то время как солидаристские все более деградируют. Работник при капитализме, вынужденный непрерывно продавать свою рабочую силу – лишь расходный материал, товар на рынке труда, более или менее дорогостоящий, но отнюдь не личность, не индивидуальность. Ценность личности нивелируется здесь полностью. Ни о каком национальном самосознании у пролетария, ежедневно решающего вопрос о своем выживании, естественно, говорить не приходится. Кроме того, объективная тенденция концентрации производства и капитала при капитализме приводит к уничтожению отдельных этносов посредством диктатуры крупного транснационального и антинационального капитала.
Аксиомой марксизма является тезис о том, что буржуазия по сути своей стирает национальные границы и различия. Сегодня мы воочию видим этот процесс. Основными объектами ударов со стороны наших противников вне- и внутри страны явились именно базовые составляющие отечественной, и прежде всего, - русской национальной культуры. Без восстановления и без возрождения выкованных самой историей «духа и воли» нашего народа попытки восстановления мощи России обречены на провал, а русский народ – на исчезновение.

·Классовая борьба - условие национальной консолидации
Из базовых установок национализма следует его необходимое отношение к идее классовых противоречий и классовой борьбы как движущей силы качественных социальных преобразований. Идея классовых противоречий и классовой борьбы становится не только компонентом социалистической идеологии, но и идеей национализма. Сегодня, в силу специфики исторической ситуации, только трудящиеся классы коренных народов России выступают подлинными носителями национальной культуры, этнического стереотипа поведения. Поэтому борьба за права трудящихся против эксплуатации сегодня – одновременно и борьба за свою национальную культуру. Сегодня вполне уместно ставить вопрос о необходимости идеологемы пролетарского интернационализма. Именно трудящиеся, эксплуатируемые классы страны, и только они, выступают сегодня подлинными хранителями национально-культурных кодов русского и других коренных народов России. Они же являются и носителями национальных интересов. Классовые интересы эксплуатируемого большинства и интересы этноса совпадают. Необходимое восстановление национального самосознания, в первую очередь, - русского народа, должно стать одновременно и формированием классового самосознания трудящихся.

· Интернационализм – это не космополитизм
Современная критика позиции большевиков по вопросу об интернационализме во многом базируется на недооценке тех конкретно-исторических обстоятельств, в которых утверждалась эта идея. Мы имеем в виду, во-первых, революционный радикализм начала ХХ века в вопросах о будущем всемирном братстве рабочих, мировой революции и стирании национальных различий при коммунизме, во-вторых, - отсутствие в то время опыта социалистического строительства и, наконец, - тот факт, что создатели советского государства вообще-то не были профессиональными этнологами. Идея будущего человечества как всемирной ассоциации трудящихся-космополитов, безусловно, утопична. Этносы не утратят своей уникальности, пока на планете существуют горные хребты и долины рек, тундра и лесные массивы. Но необходимо помнить и о ленинской мысли о том, что процесс стирания национальных различий – это процесс очень длительный, растянутый, возможно, на многие столетия. Марксизм, между тем, несет другую, истинную, мысль. Именно буржуазия космополитична по самой своей сути. Интересы прибыли заставляют ее ломать национальные границы, уничтожать национально-государственные суверенитеты и национальные культуры. Пролетарский же интернационализм – это принцип взаимной помощи трудящихся классов различных этносов в борьбе против вненационального и антинационального класса эксплуататоров. В условиях многонациональной России этот принцип не утрачивает актуальности. Националистической, по сути, выступает и ленинская идея о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. В основе своей она имеет открытый В.И. Лениным закон неравномерности развития капитализма на его империалистической стадии. А этот закон, в свою очередь, есть неизбежное следствие национально-культурного многообразия на Земле.
Интернационализм, определяемый как принцип дружбы и сотрудничества между народами при условии сохранения самобытности национальных культур, приоритетности защиты интересов своего этноса и при существовании национальной государственности, является мощнейшим антиглобалистским принципом. И в этом – националистический смысл понятия «интернационализм».

·Социализм (народоправие) – это стадия общественно-экономической формации и традиционный для коренных народов России способ организации общественной жизни
Социализм – общество, основанное на общенародной собственности на средства производства, общество народоправия. Его исторические корни – в русской общине. Создание социалистического общественного устройства предполагает, в первую очередь, что средства производства должны принадлежать всему обществу (всем и каждому и использоваться планомерно. Установление народного контроля над избранниками, рабочего контроля над производством и распределением, превращение зарплаты в форму оценки труда, соответствующую реальной ценности произведенного продукта, патерналистская политика государства, при которой граждане обретают подлинные, а не суррогатные права и свободы, формирование идеологической и культурной надстройки, где господствует принцип «Человек человеку друг, товарищ и брат!» - это сущностные характеристики социалистического общества.
Фундаментальным компонентом современной отечественной модернизационной стратегии должна выступить идея многонационального социалистического общества с системообразующей ролью в нем русского народа.
Борьба за социализм – это борьба за национальное возрождение. Общество обновленного социализма мы понимаем как общество органичного синтеза новейших высоких технологий с целостной системой традиционных для русского и других коренных народов России ценностей и социальных форм.
Работу участников Круглого стола следует считать конструктивно- прорывной, а именно:

· Резолюция круглого стола «Социалистическая и национально-патриотическая идеи: перспективы синтеза» (23.06.2018) и рекомендации его участников «о формировании консолидированного образа будущей России» не только не потеряли свою актуальность в текущее время, а стали острой необходимостью.
· Критика существующей общественной системы и принцип: «Сегодня мы выступаем единым фронтом против режима, а потом как-нибудь разберемся между собой», даже при известной общности программных установок участников «оппозиции» не являются достаточным основанием для эффективной консолидации.
· Востребован марксистский принцип пролетарского интернационализма.
· Принимаются базовые понятия идеологии социализма: свобода от всех видов и форм эксплуатации, экономическая и политическая суверенность каждого и всего народоправного общества, обеспечение гарантированной высшей социальной справедливости (присвоение каждым результатов своего личного труда), равное на основах коллективизма и самоуправления (владение, пользование, распоряжение, присвоение, управление) общественным национальным богатством.
·Реальная перспектива кардинального улучшения жизни народов России – это смена капиталистических отношений собственности (компрадорского олигархата) на социалистические (народоправные) отношения собственности, для чего необходима согласованная консолидация многочисленных оппозиционеров.
· В соответствии с Положением о «ПДС НПСР», при участии Координационного Совета «Будущее России и пути его достижения», а также других заинтересованных лиц, предлагаем создать Экспертное сообщество и, на основании представленных для рассмотрения проектов, смоделировать признаваемое всеми общественными организациями, понятное каждому человеку и притягательное для каждого человека социально-экономическое здание свободы и справедливости будущей России.
· В срок до 1.09.2019г. обеспечить оформление и публикацию Итогов и материалов КС (выступления, дискуссия, Резолюция, Решение): Ответственные - Орг. комитет Круглого стола; В.Н. Гурин – инициатор сбора тезисов выступлений участников КС.
· Передать Итоги Круглого стола в ПДС НПСР и в Координационный Совет «Будущее России и пути его достижения» - Отв. В.А. Алексеева и А.В. Чижиков.
· Предложить координаторам-организаторам Съезда в г. Омске (30.03.2019г.), Оргкомитету Круглых столов (в С-Петербурге-23.05.2019г., в г. Анапа – 22.06.2019г.), Фонду «Центр марксистских исследований», являющемуся инициатором онлайн Конференции «Марксизм 21 века: экономика нового типа на базе экономического персонализма» (21.03.2019г.), - подготовить Обращение гражданам России по итогам работы Съезда, региональных Круглых столов и онлайн Конференции. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака русских фашистов на наш сайт!
Исчезли все иллюстрации. 
Но главное ведь это - текстовый контент ;)
Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by russian fascists on our website!
All illustrations are gone.
But the main thing is that it is text content ;)
So let's win!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...