Есть разные способы анализа структуры человеческого общества, зависят они от парадигмы. В наше время господствует системная парадигма, а теория систем тесно связана с кибернетикой, наукой об управлении. Как в системно-кибернетической парадигме дать определение коммунизма?
Начнем с марксистского понятия "первобытный коммунизм".
В первобытном коммунистическом обществе отсутствуют частная собственность, классы и государство. В таком обществе добытая пища распределяется в соответствии с потребностями членов в индивидуальном выживании. Добытые блага и вновь изготовленные средства производства находятся в открытом и безвозмездном доступе. Это возможно благодаря личному знакомству членов такого общества между собой, в связи с маленьким размером группы.
Понятно, что орудиями труда распоряжались не все, а глава рода и совет старейшин. Понятно, что речь идет о ситуации после Неолитической революции. Но если посмотреть на суть "коммунистической общины", то это - обычная семья. Даже когда роды и племена распадались и общины становились соседскими, людей соединяла религия, язык и ощущение этнического родства. По определению, этнос - это группа, в которой практикуется эндогамия, т. е. браки заключаются внутри группы. Этнос - это большая семья.
Появление частной собственности было связано с появлением обмена, нет смысла говорить о собственности, если ее нельзя обменять, поэтому абсурдно говорить о личной собственности, можно говорить о личных вещах. Обмен, при росте излишков, превратился в рынок. Рост излишков привел и к углублению функциональной дифференциации внутри социума, привел к возникновению классов и государства как инструмента управления, когда надо было строить каналы, и защиты собственности, как частной, так и общественной.
Если феодальное общество характеризовалось "органичностью", т. е. в нем господствовало натуральное хозяйство, то капитализм основан на технике, разделении труда и отчуждении. Капитализм способствовал отчуждению между социумом, экономикой и государством. Социум управлялся традицией, экономика - динамикой капиталов, а государство - рациональными законами.
Сословно-феодальный социум и дворянское государство не соответствовали динамике капиталов и были заменены на нацию и национальное государство. Но отчуждение только усилилось. Выражением этого отчуждения стали три идеологии Модерна – консервативная, коммунистическая и либеральная.
Либеральная идеология требует доминирования интересов рынка над государством и обществом. Общество - это только источник роста капитала, а государство - только "ночной сторож". Либералы уверены, что рынок может оптимально организовать все социальное бытие.
Консерватизм возник из реакции феодальной аристократии и крестьянства на произвол буржуазии. Земля, в отличии от денег, не может быть перемещена в пространстве. Но и для крупного промышленного капитала локальные условия крайне важны. Консерватизм всегда делает ставку на государство, тем более, что главная функция государства охранительная. Консерватизм всегда ведет к национализму.
Коммунизм утверждает, что экономика и государство должны подчинятся интересам всего общества в целом, а в радикальной форме крестьянского анархизма, вообще отрицалась необходимость государства и промышленности. Анархизм - это и есть самый радикальный коммунизм, о чем и говорил Бакунин.
Очевидно, что в радикальном виде все три идеологии утопичны и поэтому в реальности происходили разные синтезы, отличавшиеся большей или меньшей тотальностью. Синтез коммунизма и либерализма породил социал-демократию. Консерватизм мог быть либеральным, а мог быть и националистическим. Были и гибриды коммунизма с национализмом.
Идеальная модель капитализма подразумевает гармонию государства, общества и рынка. Это так называемое Государство всеобщего благосостояния (Welfare state). Как любая идеальная модель, Welfare state, не может быть реализовано в чистом виде, но может быть неким набором ценностей.
В условиях глобализации и постмодерна идеологии актуализируются уже не в форме догм, а в реальных политических действиях. Глобальные корпорации и финансовые институты настаивают на рыночных догмах. Силовые структуры и бюрократия требует вернуть государству роль главного регулятора. За интересы общества выступают различные протестные движения, но они крайне раздроблены и не имеют четкой картины будущего.
Для организации глобального коммунистического движения надо четко осознать ошибки марксизма, в том числе его главную ошибку – уравниловку. Человек - это не чистая доска, разные люди обладают разными способностями, разным психическим складом, разной культурой. Еще надо отделить коммунизм от тотального диктата государства, когда государство заявляет о том, что оно является единственным представителем общественных интересов. Государство - это механизм защиты интересов правящей элиты и не всегда элита действует во благо большинства.
Мир сегодня нуждается в создании нового уровня управления. В ситуации доминирования США глобальной системой управляют либералы. Но управляют плохо и поэтому их рвутся заменить консерваторы, от имперских неоконов и Путина до прочих националистов. Мир быстро скатывается к фашизму, к попытке государств стать доминирующими корпорациями во главе с местным дуче, решающем корпоративные проблемы.
Опасность многополярного мира в его милитаристской конфликтности, ибо государство всегда связано с армией, с военно-промышленным комплексом. Адекватность локальных фюреров и даже мягких авторитарных лидеров - это всегда загадка. Иллюзия того, что государство рационально в своих действиях, усиленно поддерживается государственной пропагандой, но никогда не оправдывается реальностью.
Только коммунистическая идеология дает верное направление глобализации, только коммунистическая идеология может совместить универсализм и этничность, государство и рынок. Понятно, что это не утопический анархизм или сталинизм, не перманентная революция Парвуса-Троцкого и не корейское чучхэ. Коммунизм - это контроль общества и над рынком и над государством как через этническую традицию и мораль снизу, так и через Мировое Правительство сверху. Я называю такую систему Археократия.
Реальный сектор и государственная бюрократия, их система организации и функционирования воспроизводят фашизм.
Финансовый сектор, торговля и услуги воспроизводят либерализм.
Сфера образования, социального обеспечения, медицина, культура нуждаются в коммунизме.
Образ будущего, где целевую функцию определяют не финансисты и технократы, а те, кто для финансистов и технократов только паразиты и источник убытков (учителя, врачи, философы, духовные лидеры), можно назвать коммунизмом.
На уровне государств и в условиях неравномерностей развития очень сложно сделать социальную сферу доминирующей. А вот на глобальном уровне только коммунистические идеи и работают, особенно когда говорят об экологии, пандемиях и человеческой цивилизации.
К сожалению, лидеры государств, произнося правильные слова, озабочены только одним - как сохранить свою власть, а народы пробуждаются только тогда, когда лидеры заводят их в абсолютное дерьмо.
ДИАЛЕКТИКА МАТЕРИАЛИЗМА НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА НА ОТНОШЕНИЯ КОММУНИЗМА- НАРОДОПРАВИЯ
ОтветитьУдалитьРусский, советский народ ни единожды потвердили приверженность итогам Октября 1917 года: а/ решениями Съездов Советской Республики. б/ Победой в гражданской войне и разгром интервентов. в/ Образованием СССР. г/ Величайшими достижениями в экономике и жизни граждан СССР. д/ Победой в Великой Отечественной войне и разгромом имепериалистической Японии. е/ Успешным, в короткий период, восстановлением народного хозяйства СССР.
ж/ Референдумом в марте 1991 года. з/ За десятилетия антинародная система отношений в России не не получает значительного большинства на выборах. и/ Только отсутствие мощной народной Единой политической силы "Народоправие", позволило на выборах 18 марта 2018 года проиграть П.Н. Грудинину, поскольку связка КПРФ и НПСр, изначально не давало надежды на успех.
Об альтернативных типах власти в условиях переходного периода (1917г по текущее время) надлежит говорить в контексте развития общественных производительных сил и их соответствия уровню производственнных отношений с учётом основных показателей экономики и социальной статистики.
На сегодняшний день сторонники народоправия следуют вполне определённой логике в мышлении и действиях. И подтвердили с 2015 года (когда были приняты проект Программы и тезисы Конституции) следующими практическими шагами:
1. Форум народоправия - 2017года, Повестка дня:
- От государственного капитализма к социализму:
- СССР как переходный период,
- причины распада СССР,
- современная Россия,
- марксизм как единственный лоцман на пути от капитализма к социализму,
- экономический персонализм как творческое развитие марксизма и основа народоправных (социалистических) отношений собственности,
- пролетариат России 21 века,
- о создании ЕПС трудящихся России на Единой социально - экономической и политической платформе народоправия.
2. Съезд "Будущее России и пути его достижение" г. Омск (30.03.2019г.), указавший на необходимость смены антинародной системы на подлинное народовластие - народоправие (см. Резолюцию).
3. Деятельность Координационного совета Объединённых общественно -политических сил "Будущее России и пути его достижения" по реализации установки Съезда г. Омска.
4. Межрегиональные Круглые столы - май 2019г., г. С- Петербуг (координатор М.Б. Конашев), июнь 2019 г. в г. Анапа (координатор В.А. Алексеева) на предмет синтеза на научной основе (марксизм) движения к подлинному народовластию - народоправию через преодоление противоречий между идеологиями социалистической направленности и национальной партиотической.
5. В реальной практическом взаимодействии ИПГ "Народоправие" (лидер В.С. Петрухин), ОПД "Народоправие"(координатор А.В. Чижиков), ОПД "Народовластие - Держава"(координатор С.Е. Сафронова), Гражданского совета г. Омска (координатор Э.В. Фомин), Инициативных групп граждан г. Новосибирска (А.А. Кустов) идёт отработка воззрений, понятий и критериев Единого видения Образа будущего России.
Воля народа - не абстракция! Воля народа выражена в соответствующих исторических и текущих документах! В последнем случае, содержание текущих документов обусловлено осознанием факта перерождения и предательства КПСС. Этот факт не перечёркивает опыт СССР, а наоборот, понуждает рассматривать опыт СССР как важный этап перехода к коммунизму- народоправию.
31 августа 2019г.
А.В. Чижиков, президент Фонда "Центр марксистских исследований"