Пётр Маркович Абовин-Егидес (1917-1997) одним из первых советских учёных стал доказывать, что в Советском Союзе не было социализма, а был "симбиоз государственного рабовладения, государственного феодализма и элементов государственного капитализма".
Таким образом, можно сказать, что он — один из немногих, кто пришёл к выводу о необходимости разделения социализма и сталинизма. Что касается социализма, важнейшими его чертами Абовин-Егидес считал свободу, самоуправление и демократию.
Особое внимание П. М. Абовин-Егидес уделял самоуправляющимся трудовым коллективам с выборностью руководителей. Сеть самоуправляющихся предприятий и хозяйств должна составлять, по его мнению, сердцевину новой социалистической экономической системы, причем между предприятиями устанавливаются рыночные отношения («социалистический рынок»).
В статье «Хождение великой идеи по мукам», опубликованной в журнале «Перспективы», № 4 за 1991 год, Абовин-Егидес писал: «…Социализм в его современном истолковании можно определить как общество универсального самоуправления или как общество осуществленного панперсонализма. … „Убийственный“ аргумент тоскующих по капитализму: социализм не способен накормить и одеть народ и „доказательство“ тому — пустые полки в магазинах. Пустые полки, увы, это факт. Но виноват в этом не социализм, виновато его отсутствие. Социализм же, самоуправленческие трудовые коллективы, колхозы (кстати, именно они вырастили в прошлом году отличный урожай, а его огромные потери — вина не их, а правительства) могут накормить и одеть население».
Основные работы П.М. Абовина-Эгидеса: …И моя вина. Меморандум всем, кто заинтересован в демократическом движении в СССР. — Париж, 1987; Сквозь ад: «в поисках третьего пути». — М.: Молодая гвардия, 1991., 368 с., 15 000 экз; Как каждому стать богатым. Манифест сторонников самоуправления трудящихся (проект). — Москва-Париж: Поиски, 1994; Самый нормальный человек в России. К практицизму Святослава Фёдорова от критицизма Александра Солженицына. Ч.1. — Москва-Париж: Поиски, 1996; Философ в колхозе. — М.: 1998.
Родился 15 сентября 1917 г. в г. Киеве. Окончил МИФЛИ в 1941 г., кандидат философских наук. Участник Великой Отечественной войны. Работал доцентом на кафедрах философии в вузах Львова, Брянска, Иркутска и Ростова-на-Дону. Был председателем колхоза в Пензенской обл. В 1978 г. создал и возглавил диссидентский журнал "Поиски". В 1980 г. эмигрировал во Францию, в 1989 г. был восстановлен в советском гражданстве. До 1991 г. был членом французской Социалистической партии. Выступал в коммунистической прессе с обвинением Б.Ельцина в развале СССР и уничтожении социалистической формации. В 1991-1992 годах - член РПР. Член Высшего совета Партии самоуправления трудящихся (ПСТ) Святослава Фёдорова с 1995 г. На выборах в Государственную Думу в 1995 г. баллотировался по общефедеральному списку ПСТ, который не преодолел 5-процентный барьер. Умер 13 мая 1997 г., похоронен в пригороде Парижа.
Таким образом, можно сказать, что он — один из немногих, кто пришёл к выводу о необходимости разделения социализма и сталинизма. Что касается социализма, важнейшими его чертами Абовин-Егидес считал свободу, самоуправление и демократию.
Особое внимание П. М. Абовин-Егидес уделял самоуправляющимся трудовым коллективам с выборностью руководителей. Сеть самоуправляющихся предприятий и хозяйств должна составлять, по его мнению, сердцевину новой социалистической экономической системы, причем между предприятиями устанавливаются рыночные отношения («социалистический рынок»).
В статье «Хождение великой идеи по мукам», опубликованной в журнале «Перспективы», № 4 за 1991 год, Абовин-Егидес писал: «…Социализм в его современном истолковании можно определить как общество универсального самоуправления или как общество осуществленного панперсонализма. … „Убийственный“ аргумент тоскующих по капитализму: социализм не способен накормить и одеть народ и „доказательство“ тому — пустые полки в магазинах. Пустые полки, увы, это факт. Но виноват в этом не социализм, виновато его отсутствие. Социализм же, самоуправленческие трудовые коллективы, колхозы (кстати, именно они вырастили в прошлом году отличный урожай, а его огромные потери — вина не их, а правительства) могут накормить и одеть население».
Основные работы П.М. Абовина-Эгидеса: …И моя вина. Меморандум всем, кто заинтересован в демократическом движении в СССР. — Париж, 1987; Сквозь ад: «в поисках третьего пути». — М.: Молодая гвардия, 1991., 368 с., 15 000 экз; Как каждому стать богатым. Манифест сторонников самоуправления трудящихся (проект). — Москва-Париж: Поиски, 1994; Самый нормальный человек в России. К практицизму Святослава Фёдорова от критицизма Александра Солженицына. Ч.1. — Москва-Париж: Поиски, 1996; Философ в колхозе. — М.: 1998.
Родился 15 сентября 1917 г. в г. Киеве. Окончил МИФЛИ в 1941 г., кандидат философских наук. Участник Великой Отечественной войны. Работал доцентом на кафедрах философии в вузах Львова, Брянска, Иркутска и Ростова-на-Дону. Был председателем колхоза в Пензенской обл. В 1978 г. создал и возглавил диссидентский журнал "Поиски". В 1980 г. эмигрировал во Францию, в 1989 г. был восстановлен в советском гражданстве. До 1991 г. был членом французской Социалистической партии. Выступал в коммунистической прессе с обвинением Б.Ельцина в развале СССР и уничтожении социалистической формации. В 1991-1992 годах - член РПР. Член Высшего совета Партии самоуправления трудящихся (ПСТ) Святослава Фёдорова с 1995 г. На выборах в Государственную Думу в 1995 г. баллотировался по общефедеральному списку ПСТ, который не преодолел 5-процентный барьер. Умер 13 мая 1997 г., похоронен в пригороде Парижа.
Осмысливающих советское прошлое, несомненно, много. Но способных препарировать производственные отношения с позиций политэкономии капитализма и политэкономии социализма мы практически не видим. А такое препарирование позволяет увидеть отличия, которые должны быть между капитализмом и социализмом.
ОтветитьУдалитьИ тот факт, что П.Абовин -Эгидес один из немногих, кто пришёл к выводу о необходимости разделения социализма и сталинизма, указывает препарирование им осуществлялось.
Процесс научного осмысления советского прошлого и текущего постсоветского периода требует честности и приверженности научных методологий исследования и анализа. И сегодня (июнь 2015г.) на повестке дня острейшим образом стоит необходимость разделения социализма и сталинизма. Это подтверждают события на Украине, в Новороссии.
Невозможно объединить пролетариат, организовать пролетарский класс, инициировать национальные и региональные отделения ЕПС трудящихся с ядром - марксистской пролетарской партией, невозможно победить мировую систему империализма и её фашистскую идеологию до тех пор пока не будет осознан политэкономический фундамент социализма на собственной основе (экономический персонализм), оставив в прошлом сталинизм - "социализм" на госкапиталистической основе при власти КПСС.
Фонд "Центр марксистских исследований" работает именно в таком направлении, опираясь и поддерживая деятельность авангарда интернационального пролетарского класса.
А.В.Чижиков, Фонд "Центр марксистских исследований".