Постоянно можно слышать мнения о том, что идея коммун является утопией и, мол, поэтому все попытки организации коммун рано, или поздно, терпят крах.
Тем не менее внимания заслуживает тот факт, что не смотря ни на какие неудачи человечество на протяжении столетий продолжает возобновлять эти попытки в разной форме на разном уровне и разной степени успешности.
От первых христианских общин, которые как раз и представляли собой примитивные коммуны (ведь посыл Исуса из Назарета состоял в том, что сначала нужно все отдать, то есть отказаться от любой собственности, а потом следовать за ним). Люди нагруженные скарбом и отягощенные богатством за ним не следовали.
Те примитивные коммуны не преуспели, но оставили в наследство более совершенные формы организации такие, как монашеские ордена. Члены этих орденов так-же отказывались от права частной собственности и вся собственность орденов была коллективной, то есть общественной.
Прошел век и монашеских орденов. Но появились коммуны социалистов-утопистов. Ушли и они.
Но появились коммуны других видов, иделогий и форм организации.
Тут важно то, что сама идея не умирает. В той, или иной форме она прорастает, а это является свидетельством востребованности этой идеи, ее непреходящей ценности и того, что в каждом поколении есть люди, для которых важно жить в коммуне по правилам коммуны.
А еще важно то, что та настойчивость, с которой эта идея прорастает во все времена, свидетельствует о том, что, как только условия для развития идеи созреют, идея коммун не только пробьется сквозь сорняки, но и превратится в лес, который распространится по всей Земле.
Тем не менее внимания заслуживает тот факт, что не смотря ни на какие неудачи человечество на протяжении столетий продолжает возобновлять эти попытки в разной форме на разном уровне и разной степени успешности.
От первых христианских общин, которые как раз и представляли собой примитивные коммуны (ведь посыл Исуса из Назарета состоял в том, что сначала нужно все отдать, то есть отказаться от любой собственности, а потом следовать за ним). Люди нагруженные скарбом и отягощенные богатством за ним не следовали.
Те примитивные коммуны не преуспели, но оставили в наследство более совершенные формы организации такие, как монашеские ордена. Члены этих орденов так-же отказывались от права частной собственности и вся собственность орденов была коллективной, то есть общественной.
Прошел век и монашеских орденов. Но появились коммуны социалистов-утопистов. Ушли и они.
Но появились коммуны других видов, иделогий и форм организации.
Тут важно то, что сама идея не умирает. В той, или иной форме она прорастает, а это является свидетельством востребованности этой идеи, ее непреходящей ценности и того, что в каждом поколении есть люди, для которых важно жить в коммуне по правилам коммуны.
А еще важно то, что та настойчивость, с которой эта идея прорастает во все времена, свидетельствует о том, что, как только условия для развития идеи созреют, идея коммун не только пробьется сквозь сорняки, но и превратится в лес, который распространится по всей Земле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий