Если уж сугубо конспирологически, то «новая холодная война» вызвана противостоянием двух проектов видения роли России в мире: «России как сырьевого достояния всего человечества» или «России как транзитного коридора между тремя мировыми капиталистическими зонами».
В границах атлантистской геоэкономики предполагается наличие трёх системных зон: Американской, Европейской и Тихоокеанской. Последняя именно и вызывает у атлантистов наибольшую обеспокоенность: «… После исчезновения СССР американцам стало ясно, что одна из континентальных держав Евразии, в комбинации ее демографической массы и промышленного потенциала, может помешать осуществлению проекта «Глобальной Америки», и эта держава — Китай. Головокружительный промышленный и финансовый взлет Китая по отношению к США напоминает ситуацию с Германией, которая в своем развитии в предверии первой мировой войны догнала англосаксонские талассократии, находясь на пороге того, чтобы их превзойти. И это была самая важная причина первой Мировой войны. Логика американских стратегов выглядит следующим образом: если Китай с помощью своей экономической мощи и геополитической независимости превратится в важнейшую мировую державу, придерживающейся к тому же еще и своей конфуцианской модели, которая прочно ограждает Китай от западной демократии, то это будет означать конец проекту «Глобальной Америки». В этом случае американцы должны отказаться от своего знаменитого принципа «судьбоносного предопределения» («Manifest Destiny») Америки 1845 года, и отказаться также и от идеологии американского мессианства «отцов-основателей». Войны против терроризма и за права человека служат лишь поводами, которые должны окутать туманом действительную цель новой евразийской войны: Китай как цель этой войны, а Россия как условие победы в этой войне…» [Шопрад Э. Россия – важнейшее препятствие на пути к Глобальной Америке / Пер. с фр. // http://pro-vozvestnik.livejournal.com/80653.html].
Советник по геополитическим вопросам командования спецопераций США, глава проекта «Глобальное управление» вашингтонского фонда «Новая Америка», влиятельный политолог Параг Ханна в своей книге «Второй мир», говоря о наличии «трех империй» (Евросоюз, США, Китай), которые борются за мировое господство, конкурирующих за сокращающиеся ресурсы планеты, в отношении России не считает её супердержавой, но, безусловно, признаёт одним из самых сильных государств на одном уровне с Японией и Индией. «Супердержава,– считает П. Ханна, – имеет всемирный охват, всемирное влияние и глобальные амбиции. Статус супердержавы означает, что она влияет на принятие решений одновременно и по всему миру». П. Ханна относит Россию к странам «второго мира», цель которых состоит лишь в улучшение взаимовыгодных отношений с «тремя империями». Он видит Россию как приз, но ни как главного игрока и, разделяя мнение ряда западных политологов, утверждает, что Россия будет либо подчинена, либо интегрирована [«Трёхполярный мир»? // http://granews.info/content/tryohpolyarnyy-mir].
И это не ново. Еще в начале ХХ в., когда в годы гражданской войны в России западные страны оказывали «белым» помощь оружием, но небольшую – только для того, чтобы война разгорелась покруче (но в критические моменты помощь прекращалась, договоренности срывались), американский банкир Томпсон цинично писал Ллойд Джорджу, что Россия станет «величайшим военным трофеем, который когда-либо знал мир». Таким образом, «… США и Европа совершенно не хотят дружить с Россией. Они хотят Россию нейтрализовать – как экономически, так и в военном плане» [Мовчан А. Что станет с Россией после захвата Крыма: победа Запада // http://slon.ru/russia/chto_stanet_s_rossiey_posle_zakhvata_kryma_pobeda_zapada-1068817.xhtml].
Аналогично З. Бжезинский в своей новой книге «Стратегическое прозрение» (2012) указывает, что для Запада Новая Стратегия должна заключаться в том, чтобы суметь интегрировать Россию и Турцию в международную систему Запада. Турция уже столетие ориентируется на Запад и его политическую систему и культуру, и по мнению З. Бжезинского, Турция должна и далее углублять это взаимодействие с Западом, в том числе вступление в Евросоюз. Но решающим для будущего международного статуса Запада и для его укрепления будет вовлечение России в расширенное сообщество западных стран. Такого рода союз, который базировался бы на универсальной системе политической культуры и ценностях, и простирался бы от Ванкувера до Владивостока, обладал бы значительным политическим весом в мире. К тому же, по его мнению, в России уже сейчас постепенно кристаллизуется гражданское общество западного типа. По мнению З. Бжезинского, эта тенденция демократизации России будет продолжаться и усиливаться, и вовлечение России в систему Запада можно будет осуществить в несколько ступеней и в нескольких вариантах [Ritz H. Warum der Western Russland braucht: Die erstaunliche Wandlung des Zbigniew Brzezinski // http://www.blaetter.de/archiv/jahrgaenge/2012/juli/warum-der-westen-russland-braucht].
Один из них – это привличение в проект «приручения России» Китая (население России – это лишь 10% населения Китая): «… В этой стратегии США и Европа совершенно поддерживаются Китаем. Если США и Европа хотят консервации России с запада, то у Китая свои виды на Дальний Восток России и ему нужна слабая Россия, которую никто в мире не рискнет защитить, со слабой экономикой, сама являющаяся агрессором. Для этого им надо загнать Россию в «дружбу» с режимами, которые вызовут стойкую ассоциацию России у всего мира с самыми худшими проявлениями тоталитаризма и милитаризма; обеспечить постоянный поток негативной, неприемлемой для развитого, современного мира и абсурдно-непредсказуемой информации из России, тем самым нейтрализовав как возможные пророссийские лоббистские движения, так и попытки России налаживать сотрудничество с нейтральными партнерами; под приличными предлогами ограничить сотрудничество России с передовыми технологическими компаниями мира; наконец, поссорить Россию с максимальным количеством стран, особенно с соседями, и убедить приграничные для России страны занять рискованное место милитаризированных партнеров НАТО у российских границ, взяв таким образом Россию в кольцо. Да, и, конечно, обеспечить отсутствие в России роста предпринимательской активности, частного бизнеса, инноваций – всего того, что могло бы спасти Россию экономически при падении цены/введении эмбарго на экспорт нефти. Решив эти задачи, Запад может сидеть и ждать, когда цена на нефть упадет, Россия, не имея ни международной кооперации, ни соседей-партнеров, ни альтернативного бизнеса, просто рухнет … При этом Калининград – исторически немецкая земля; Карелия – финская; Северный Кавказ, Башкирия, Татарстан (да и Крым!) – мусульманские территории; Калмыкия, Тува, Бурятия тяготеют к буддистским странам или самостоятельности; Дальний Восток уже заселяется китайцами; Курилы и Камчатка крайне ценны для Японии. Повторят ли тогда наши патриоты свое сегодняшнее «им можно – и нам можно»?» [Мовчан А. Что станет с Россией после захвата Крыма: победа Запада // http://slon.ru/russia/chto_stanet_s_rossiey_posle_zakhvata_kryma_pobeda_zapada-1068817.xhtml]. 28 марта 2014 г. канцлер ФРГ Ангела Меркель во время визита в Германию председателя КНР Си Цзиньпина сделала ему необычный подарок – древнюю карту Китая. На этой карте очень многие территории в настоящее время не принадлежат Китаю, большинство из них являются частью России.
Мировая капиталистическая система давно уже задумалась над тем, что Российская Федерация – это только 2% населения мира Сосредоточено оно преимущественно в европейской части России. Фактически, Россия представляет собой огромную практически пустую территорию (например, население Бангладеш больше, чем население России, и составляет 160 млн. чел.). Но это население имеет 20% природных мировых ресурсов и очень неэффективно их использует. Например, за последние 10 лет добыча газа в Иране увеличилась в 2 раза, тогда как в РФ – только на 3%. То есть несмотря на экономические санкции и по сути без газопроводов в третьи страны Иран смог нарастить добычу газа на 100 млрд. куб. м, или почти на столько, сколько сегодня Россия поставляет в ЕС. Всего за два-три года Иран сможет нарастить добычу до 130 млрд. куб м, а это сопоставимо с объемом российского газа, который импортирует Европейский Союз. Также, не смотря на то, что цены на нефть значительно выросли (с 20 долларов за баррель в 1999 г. до 140 долларов в 2008 г.) при поступлении 200 млрд. долларов в год экономический рост России практически остановился. Это понятно: экономика, базирующаяся на продаже сырья, гораздо менее эффективна, чем экономика производства (Китай) и в разы менее эффективна экономики информационной (США). ВВП России составляет 1,5% от мирового, в то время как ВВП США и Европы — 50% [Кто убил Януковича, организовал Майдан и почему России конец // http://elise.com.ua/?p=17652]. «Так какое право вы имеете все это иметь? Оно должно быть достоянием всего человечества!», – говорят китайцы, европейцы, американцы: «… Ресурсы, находящиеся на территории, которая пока еще называется «РФ», – это часть общепланетарных ресурсов, которые принадлежат всем жителям планеты. Если кто-то пришел к общему колодцу, поставил возле него пулемет и сказал: «Теперь он мой», – это не значит, что колодец стал его собственностью. Колодец так и остался общим. Собственностью можно считать то, что ты создал, а не отжал. Колодец остался общим, даже если этот рейдер просидел возле него с пулеметом 500 лет, требуя свою мзду. Территория, которая сегодня называется «РФ», была отдана России во временное пользование. Отдана только потому, что больше никому не была нужна. Сейчас она стала нужна. И так как Россия не может ни ею, ни ресурсами на ней эффективно управлять, то пора передавать их в управление тем, кто может. Все государства, их границы – это условности. И все эти условности существуют до тех пор, пока не мешают, пока не тормозят систему «Глобальный мир». Россия – это одна из условностей, которая тормозит. На территории РФ огромное количество общепланетарных ресурсов, но управление ими крайне неэффективное. Можно сказать, что РФ паразитирует на этих общепланетарных ресурсах. Т.е., элемент Системы паразитирует на ресурсах всей Системы. Если использовать аналогию с бизнесом, то Россия, по сути, является посредником между ресурсами и теми, кто может их эффективно использовать. Например, Китай, как мировая фабрика, может использовать эти ресурсы для производства товаров для всего мира. Но для того, чтобы получить эти ресурсы, Китай должен еще кормить 140-миллионногго посредника-паразита. Такая ситуация приводит к усложнению и удорожанию процесса по обеспечению Системы товарами. «Устранять посредников» (оптимизировать систему, сохранять энергию) – одно из правил предпринимательства. Россия – это и есть тот посредник, лишнее звено, который подлежит устранению. РФ ликвидируется не потому, что «пиндосы плохие» или «вселенский антироссийский заговор». А потому, что Система «Глобальный мир» — это уже данность (хочет этого кто-либо или нет). И эта Система существует по таким же законам, как и любые другие системы. В т. ч. оптимизируется, устраняя неэффективные элементы. Поэтому ликвидация РФ, как неэффективного управленца части планетарных ресурсов, неизбежна. Из двух вариантов сохранения контроля над ресурсами Россия не выбрала разумный путь – повышения эффективности управления ресурсами. А выбрала примитивный путь – оградить территорию «пулеметами». Такой вариант не остановит процесс ликвидации. А только сделает его более трагичным» [Шинкаренко С. Мир ликвидирует Россию // http://reukraine.blogspot.com/2014/09/blog-post_95.html]. Поэтому не стоит удивляться тому, что Евросоюз, Великобритания и Швейцария с легкостью пошли в 2014 г. на санкции против России и в дальнейшем их продолжают…
Несколько ранее это даже осознали самые ретивые защитники «завоеваний Октября» и стенают о неминуемом поражении не только России, но и российского капитализма: «… Представление в том театре военных действий может быть зрелищным, но коротким … они, просто-напросто, поступят с Россией так же, как и со всеми остальными. Захватят территории, недра, золотовалютный запас, а там и «человеческий материал»… Или сами отдадим, как когда-то за банку просроченной гуманитарной ветчины вручили им на растерзание Советский Союз и тем самым спасли экономику Америки, а, значит, и их систему «нового мирового порядка». При этом защищать Россию будет не на что – олигархический каганат денег не даст. Все деньги нувориши давно уже хранят всё в тех же Штатах. У них – где деньги, там и родина. В надежде сохранить свой капитал, они безусловно встанут на сторону США. Но это их не спасет: когда будет достигнута цель, Америка найдет причину, чтобы заморозить все счета и объявить их национальной собственностью. Как она это сделала с Ираком, Египтом и Ливией» [Умалатова С. Война и мир 2012 // http://maxpark.com/user/1252668527/content/3046754; http://saji-umalatova.livejournal.com/16984.html].
Кремль пытается удалить эту перспективу, предложив вместо идеи «России как сырьевого достояния всего человечества» идею превращения «России в транзитный коридор между тремя мировыми капиталистическими зонами». Сам президент России В. Путин на саммите Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС; Владивосток, сентябрь 2012 г.) озвучил стратегической целью превращение России в «сухопутный мост» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой, т.е. в транзитный коридор для доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно [Болдырев Ю. С иглы нефтегазовой – на транзитную? // http://gidepark.ru/user/17729/content/1498372]. В марте 2015 г., в разгар кризиса отношений России с мировым сообществом из-за нарушения правящим режимом В. Путина принципов международного права, CNN распространило прозвучавшее на заседании Российской Академии Наук предложение президента РЖД Владимира Якунина «подкупить» мировую общественность через постройку Трансевразийской супермагистрали от Лондона до Нью-Йорка, общее расстояние которой может составить более 20 тысяч километров. Трасевразийская магистраль может включать в себя не только железную дорогу, но и нефте-, газо- и водопроводы и другие коммуникации, она поможет развиваться сопредельным территориям. Он не уточнил, как именно будет соединена Россия и Аляска в районе 88-километрового участка Берингового моря – железнодорожным или автомобильным мостом, паромной переправой или тоннелем. Также открытым остался вопрос о цене и инвесторах мегапроекта, оцененного в триллионы долларов и названного «ГОЭЛРО 21-го века». Однако по мнению президента РЖД, «… этот межгосударственный, межцивилизационный коридор даст новый импульс развития глобальной экономике и поможет преодолеть системный кризис, создав новые предприятия и рабочие места» [Thompson Ch. Drive from Europe to the U.S.? Russia proposes world’s greatest supergighway // http://edition.cnn.com/2015/03/24/travel/trans-siberian-road/]. Следует напомнить, что Транссибирская магистраль, построенная в Российской империи, окончательно была введена в эксплуатацию спустя 17 лет после начала строительства. Ее протяженность составила 9298,2 км.
Да, на сегодняшний день 26% мировых и 35% европейских поставок газа по газопроводам обеспечивает Россия, и «… с одной стороны транзитная ориентация приведёт к созданию мощной транспортной инфраструктуры, что чрезвычайно важно для России, с ее огромными и, зачастую, малоосвоенными просторами. С другой же стороны, она сделает страну еще более зависимой от глобальной экономики, которая обесценивает любой национальный суверенитет, а в перспективе ведёт к его полной ликвидации… Здесь основной упор делается именно на транспортировке чужой собственности. И вот тут уже разные внешние центры могут поставить вполне жёсткие условия. Нам скажут следующее. Хотите получать выгоду с нашего транзита? Извольте обеспечить наш контроль над нашими же товарами. А то мы знаем Россию – с ее коррупцией, «дураками и дорогами». Причём, сначала всё может быть сформулировано довольно мягко, может быть, даже совсем без каких-либо условий. Первая доза – бесплатно, а вот уже потом, когда мы основательно подсядем на транзитную иглу, придётся платить своим национальным суверенитетом» [Елисеев А. Транзит и корона // Завтра. – 2013. – 21 февр. – http://www.zavtra.ru/content/view/aleksandr-eliseev-tranzit-i-korona-2013-02-21-111454/].
Но в мае 2015 г., в разгар празднования 70-летия победы СССР и союзников над Германией, присутствующий в Москве Председатель КНР Си Цзиньпин дал четко понять своим русским партнерам, что им необходимо заранее смириться с тем, что постсоветские пространства и, в первую очередь, страны Центральной Азии, должны стать сферами китайского экономического влияния, а путинские интеграционно-державные проекты, вроде строительства ЕврАзЭС с Казахстаном и заветной идеи главы ОАО РЖД Владимира Якунина о сооружении проходящего через всю Россию и Европу транспортного коридора – от Тихого океана до Атлантического, должны будут подстроиться под эту суровую действительность, сооружаемую неспешно, шаг за шагом. Китайцам тоже нужен «транзитный коридор» через Россию. Но только с другим маршрутом – «шелковым», через Центральную Азию к себе. И среди меморандумов, подписанных в Москве, есть один, шансы которого довольно реальны, – сооружение высокоскоростной магистрали «Москва – Казань», которая в будущем станет частью грандиозного железнодорожного коридора Пекин – Европа. «… Раз уж Москва добровольно на него встала, то теперь придется год за годом по нему идти, по крупицам освобождаясь от суверенитета, идеологической и экономической самостийности и власти над своими постсоветскими вассалами. Подгонять не станут. Но и свернуть, похоже, не разрешат» [Шелин С. Китай предъявил России счет за дружбу // http://www.ostrovok.lg.ua/statti/ne-otpravlyat-v-rss/kitay-predyavil-rossii-schet-za-druzhbu].
И не только китайский контр-вариант похоронит российские импер-транзитные амбиции. Подлинная подоплека «новой холодной войны», развернувшейся с 2018 г., – это не дать России возможность реализовать идею «транзитного коридора», возможную при доступе к дешевым кредитам в евро и долларах! Ведь экономические расчеты убеждают, что идея «транзита» действительно возможна: «… Соединение автомагистралей Германии, Восточной Европы и Балкан с Россией, а дальше с Кавказом и с Ираном, может принести сильный толчок для развития малого и среднего бизнеса, для которого цена и время транспорта, зачастую, являются чувствительным барьером отталкивающим от идеи выхода на рынки другие, чем свой родной. Стоимость строительства 1 километра европейской автомагистрали в Польше составляет около 10 млн евро. Сейчас представьте себе, что Россия решила создать евразийский путь от границы с Республикой Беларусь, через Смоленск, Москву, Нижний Новгород, Казань, Уфу, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск – до границы с Монголией, в которой идёт дорога в направлении на столицу Китая. Такой автомагистраль объединил бы дорожную инфраструктуры Европы, России и Восточной Азии. Российская часть евразийского автобана это около 6 тыс. км. Значит, на строительство понадобится приблизительно 60 млрд. евро, что, если перевести на рубли, дает 4,2 трлн рублей, а это около 25% от всего российского бюджета на 2018 год. Но всем понятно, что невозможно построить 6 тыс. км. автобана за один год. В этой ситуации, намного более вероятный сценарий это 10 лет, а то и больше. Если поделить 60 млрд евро на 10 лет, тогда получается всего 6 млрд евро или 420 млрд рублей в год, что дает 2.5% от российского бюджета на 2018 год. Прогнозируемый дефицит бюджета РФ в 2018 году выносит 1,3 трлн рублей (1,4% от ВВП). Добавляем евразийский автобан и… дефицит составляет всего 1,7 трлн рублей, а это 1,8% от ВВП… К тому еще стоит помнить, что в случае вступления России в ЕС, Брюссель мог бы выделить до 50% суммы нужной на строительство столь значимого для всей Европы проекта. Представляете себе как российская экономика развивалась бы имея современный и качественный автобан, который соединял бы дорожную инфраструктуру Европы, России, Казахстана, Монголии, Китая, Кореи и Японии?» [Мацейчук Т. Российские дороги и мечта о евразийском автобане // 2018. – 15 марта. – https://vk.com/wall17014536_1006466].
Но даже если бы этот проект «России как транзитного коридора» начал бы реализоваться, и, кажется, для Запада это было бы даже выгодно при их видении России как «сырьевой кладовой», то в логистическо-экономической перспективе из-за условий его реализации в коррупционно-бюрократическом государстве он окажется блефом, иллюзией, «маниловскими фантазмами», в конце концов – невыполнимой задачей, что убедительно доказал директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев [Иноземцев В. Транзитной страны из России не выйдет // http://www.vedomosti.ru/newsline/news/6598051/tranzita_ne_vyjdet].
В действительности этим концептом «транзитного коридора» российские потенциальные возможности блокируются, канализируются в совсем противоположные направления, газофакельная Россия превращается в «Прометея прикованного», на этот раз не столько к весьма реальному Кавказу, сколько ко всей опьяняющей и наркотизирующей шири воображаемого пространства – «Евразии», «Тартарии».
Комментариев нет:
Отправить комментарий