В 60-е и 70-е годы в Иране активно действовал учёный, революционер и религиозный философ Али Шариати. Он был автором концепции «Модернизация без вестернизации» и разработал доктрину «красного шиизма». Он утверждал, что «мы должны совершить революцию на левых принципах, социалистических принципах, но с идеей ожидания сокрытого Имама».
Т.е. у нас будет не чёрный шиизм шахов-сефевидов, а у нас будет красный шииизм революционеров, социалистов.
Он напитался этими идеями по результатам создания и гибели Гилянской советской республики, а также, учась в Сорбонне и изучая Жана-Поля Сартра, Франца Фанона и нашего Мануэля Саркисянца. Также Шариати был близок к лево-радикальной партии федаитов «жертвователей» Хасана Зарифи. Их можно сравнить с русской партией эсеров. В Иране тогда были и свои большевики — партия Туде. Были и народники, сторонники религии и социализма — федаиты, бомбисты и городские партизаны, напоминавшие русских социалистов-революционеров.
Шариати воззвал к Имаму Махди через социалистические красные лозунги. Федаиты вели непримиримую войну с шахским режимом и всё подготовили для революции, как эсеры всё подготовили для того, чтобы большевики в 1917 году пришли к власти.
А федаиты всё сделали для того, чтобы сковырнуть шахский режим и аятоллы начали править страной. И впервые получилось так, что шииты создали своё государство официальное. Была разработана концепция «валайат-е-факих» — "правление богослова".
Это произошло под влиянием Шариати, который считал, что во главе исламского идеального государства должен стоять один лидер – «высокообразованный последователь Бога», «просвящённый разумом человек («роушанфекр»), который поведёт за собой революционные массы и преобразует шиитское общество. И тем очень сильно повлиял на аятоллу Хомейни.
И сегодня мы наблюдаем Исламскую республику Иран, которая построена на принципах, на энергетике революционных пророчеств на грани эсхатологии, ожидания сокрытого царя, одновременно революционного духа социализма.
Т.е. у нас будет не чёрный шиизм шахов-сефевидов, а у нас будет красный шииизм революционеров, социалистов.
Он напитался этими идеями по результатам создания и гибели Гилянской советской республики, а также, учась в Сорбонне и изучая Жана-Поля Сартра, Франца Фанона и нашего Мануэля Саркисянца. Также Шариати был близок к лево-радикальной партии федаитов «жертвователей» Хасана Зарифи. Их можно сравнить с русской партией эсеров. В Иране тогда были и свои большевики — партия Туде. Были и народники, сторонники религии и социализма — федаиты, бомбисты и городские партизаны, напоминавшие русских социалистов-революционеров.
Шариати воззвал к Имаму Махди через социалистические красные лозунги. Федаиты вели непримиримую войну с шахским режимом и всё подготовили для революции, как эсеры всё подготовили для того, чтобы большевики в 1917 году пришли к власти.
А федаиты всё сделали для того, чтобы сковырнуть шахский режим и аятоллы начали править страной. И впервые получилось так, что шииты создали своё государство официальное. Была разработана концепция «валайат-е-факих» — "правление богослова".
Это произошло под влиянием Шариати, который считал, что во главе исламского идеального государства должен стоять один лидер – «высокообразованный последователь Бога», «просвящённый разумом человек («роушанфекр»), который поведёт за собой революционные массы и преобразует шиитское общество. И тем очень сильно повлиял на аятоллу Хомейни.
И сегодня мы наблюдаем Исламскую республику Иран, которая построена на принципах, на энергетике революционных пророчеств на грани эсхатологии, ожидания сокрытого царя, одновременно революционного духа социализма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий