Политкомиссия революционных
коммунистов-социалистов
(интернационалистов)
по созданию
Всемирной Единой Партии-Государства трудящихся
во главе с Сетевым Народным Правительством


La Commission Politique des Communistes-Socialistes Révolutionnaires (Internationalistes)
pour la Fondation de l'Unité Parti-Etat Mondial des Travailleurs
dirigé par le Gouvernement Populaire Réseau




Лаборатория мир-системного анализа
Фонда "Центр марксистских исследований"

http://centrmarxissled.ucoz.ru


воскресенье, 12 декабря 2021 г.

Михаэль Шрайбман: Почему не так просто убить дракона?

В 1988 году на большой экран вышла кинолента "Убить дракона" - притча режиссёра Марка Захарова, созданная по мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон». Этот фильм стал культовым в позднем СССР и его быстро разобрали на цитаты.

Недавно знакомый востоковед Владимир Емельянов написал: 

"В киноленте "Убить Дракона" особенно хороша предпоследняя сцена. Один говорит Ланселоту (освободителю города от дракона): "Холодно с Вами". Другой: "Зима будет долгой". И надевает зимнюю шапку .Почему? Потому что правление Дракона (диктатура - прим.) гарантировало теплоту и прочность горизонтальных связей. Все люди были равны в своем статусе жертв и втайне жалели друг друга ("чтоб тайная струя страданья согрела холод бытия"). Холод был вовне и порождал в людях тепло. Пришел Ланселот, и разъединил людей. Отныне каждый может собой распоряжаться. А это и есть холод. Свобода - это зима. В этом проблема! Зиму внутри люди долго не выдерживают. Поэтому ищут нового Дракона".

Такова весьма распространенная точка зрения, с которой согласятся как многие либералы (сторонники рынка и приватизаций), так и многие этатисты (сторонники мощного государства, контролирующего общество). Единственная проблема этого взгляда в том, то он является ошибочным.

Эффект диктатуры (по крайней мере тоталитарной диктатуры, когда авторитарный бюрократический аппарат контролирует не только решение политических и административных вопросов, но и идеологию, и экономику), - эффект, отмеченный исследователями, прямо противоположный. Андрей Ланьков, один из ведущих современных специалистов по Восточной Азии, указывает на то, что северные корейцы куда более атомизированы и конкурентно ориентированы, чем южные. Им труднее договариваться друг с другом о чем-либо, и они куда чаще вступают в конфликты.

Казалось бы, должно быть наоборот. Ведь у северян коллективизм - официальная идеология. Все должны объединиться и совместно работать, исполняя государственные планы. Или (как в приведенной выше цитате) люди должны жалеть друг друга как жертв. Увы, на практике террористическое государство прерывает и разрушает горизонтальные связи между индивидами. ("Мы живем под собою не чуя страны, наши речи на 10 шагов не слышны", как в стихотворении Осипа Мандельштама). Итог - растущая атомизация. 

Люди боятся говорить друг с другом откровенно, так как опасаются доноса. Невозможно создать независимую инициативу, защищающую права работников на предприятии, права жильцов в своем районе, нельзя выпускать собственную небольшую газету. Все это становится опасно. Конечно, еще остается надежда - в больнице или в тюремной очереди люди могут испытать чувство солидарности. Но почти все навыки горизонтальной добровольной самоорганизации утрачены. 

Принудительный вертикальный коллективизм государства ведет к индивидуализму, к растущей неспособности людей к братским, горизонтальным отношениям. Бюрократия замыкает на себя все общественные связи, хотя, разумеется, какие-то дружеские и родственные связи все равно сохраняются. Хочешь чего-либо добиться - заручись поддержкой руководства, чиновника: пиши жалобы на соседей, врубающих громкую музыку по ночам, или попытайся убедить начальника в своих достоинствах и квалификации, чтобы он дал тебе повышение.

Сказанное не означает, что в обществе нет других атомизирующих сил, способных разделять людей. Они тоже существуют. Когда тотальное государство обваливается (полностью или частично), его чиновники начинают быстро приватизировать куски собственности, торговать или даже создавать СП с иностранными дельцами. Общество накрывает новая волна атомизации - рыночно-конкурентной - теперь каждый сам за себя. Кажется, государство отпустило всех на волю... точнее на мороз, предварительно сняв с людей штаны, подобно приватизаторам 1990-х, уволивших миллионы работников. Выживайте, как хотите, конкурируйте меду собой за сжимающиеся ресурсы, за рабочие места... и да, можете при этом болтать о чем угодно - всем плевать. После припадка такой "свободы" (на практике она стала к тому же формой зависимости большинства от мириад местных мафий) многие захотели прежней диктатуры: там хотя бы имелся хоть какой-то порядок; зарплату - часто скудную - все же платили регулярно. 

То, что с точки зрения либералов является свободой, имеет так же мало общего со свободой, как тоталитарное государство - с коллективизмом.

В антиутопии Карин Бойе "Каллокаин" как тоталитарный строй обвиняют именно и прежде всего в том, о чем пишет Ланьков: в анти-коллективизме, разрушении солидарности между людьми. Эта критика тоталитаризма сторонниками трудового самоуправления (антиавторитарного социализма или коммунизма рабочих советов) совершенно не похожа на критику либералов. 

К сожалению, процесс социальной атомизации очень сложно обратить вспять. Как это сделать?

Единственное место, где это можно сделать - мир самоуправляющихся человеческих общин - от собрания жителей, борющегося против разрушения парка или регулярных собраний работников, контролирующих фабрику (с выборным Советом, осуществляющим оперативное управление, чьих делегатов можно переизбрать в любой момент, если они начнут действовать против воли коллектива), до некоторых израильских кибуцев или современных германских коммун, где коллективы сообща владеют средствами производства и жильем. 

Этот мир чем-то напоминает Афины с их властью народного собрания, только он очищен от позорного рабовладения и от неравенства мужчин и женщин. Личность не скованна страхом и террором, ее воля не разрушена бюрократией, она может выражать себя, спорить, заключать союзы и предлагать коллективу свои проекты. Но она выражает себя, прежде всего, через общее, формируя сообщество с помощью силы слова, силы идеи, к которой она привлекает внимание других. 

Согласно определению историка Игоря Сурикова, это - логос-в-полисе, человеческая вселенная, в которой личность растет вместе с массой, вовлекая в свои планы других с помощью слова. В Афинах она формировалась несколько столетий, пока демос - преимущественно трудящийся народ города и села - упорно боролся с олигархами за право управлять городом с помощь народных собраний, выковывая таким способом навыки солидарности и самоуправления. 

В древней Греции из 600 полисов примерно в 300 более-менее достоверно функционировала прямая демократия на протяжении 1-2 столетий. Таково, по крайней мере, мнение ряда выдающихся специалистов, от Лурье до Сурикова. Демагоги могут присутствовать и привести коллективы к ужасным результатам и сворачиванию свободы, но они могут так же сдерживаться активностью многочисленных дискутирующих группировок активистов и широкой низовой активностью. Мне известны успешные самоуправляющиеся коллективы, коммуны с общей собственностью, где происходит то же самое. Согласно исследованиям бушменов и некоторых других первобытных племен охотников и собирателей, в их общинах слабая иерархия и горизонтальные отношения преобладают, 50-тысячная общность бушменов "!кунг" (если я правильно ее называю) в пустыне Калахари, представляет собой горизонтальную сеть небольших самоуправляющихся общин, прошитых системами взаимопомощи, родственными и дружескими связями. Эти примеры показывают, что при самых разных системах производства и культуры неиерархическое общество самоуправления вполне возможно.

В своих работах "О революции" и "Vita aсtiva" один из крупнейших философов 20 столетия, Ханна Арендт прямо противопоставляет идею возрожденного греческого полиса атомизирующей общество власти бюрократии (как бюрократии современного государства, так и менеджменту корпораций).

В Афинах 30-40 тысячный гражданский коллектив более-менее достоверно управлял решением сложнейших политических и экономических вопросов на протяжении столетия. А согласно некоторым современным исследованиям, кооперативы действуют во всех сферах производства, включая высокие технологии, и при том порой весьма успешно. Но да, это сложно. Кто бы спорил. Именно поэтому мир свободы пока не сформировался и подавляющее большинство людей живут под властью тирании и олигархии по всей планете. Даже современные демократии вроде США - это блеф и обман, фасад, за которым стоят чиновники и корпорации. Но никто и не говорит, что такие задачи решаются легко.

Когда во время Кронштадтского восстания 1921 года Временный революционный Комитет (ВРК) принимал свои решения, он по всем ключевым вопросам советовался с собраниями городских секций и командами военных кораблей (но, естественно, не по оперативным вопросам, и вряд ли согласовывали с собраниями секций ход работы артиллерии или детали военных операций). Кронштадт 1921 года или Будапешт 1956 года  - это подлинное восстание шудр против правящих каст, когда низы - в отличие от демагогии большевиков - действительно пытаются управлять своей жизнью через системы советов и народных собраний. А это - невероятно сложно. Откуда у людей, которые всю жизнь исполняли чьи-то указания, крутейшие навыки управления сложными процессами? Они могут сформироваться только в процессе борьбы. Отсюда всевозможные ошибки, просчеты и глупости. Но иначе и не будет. С другой стороны, если отказаться от логики последовательного народовластия, согласно которой обычные люди имеют право управлять обществом, производством, политикой, то тогда единственный разумный порядок - абсолютная монархия. У нас есть царь, который является профессиональным управленцем, у него есть мудрые советники, они и должны решать, а простецы всякие, булочники, токари и студенты не должны мешать. "А то придумали какие-то выборы...".

Мир трудового самоуправления не лишен противоречий и конфликтов, он далеко не идеален, но он - лучший из миров, открытых человечеством, поскольку несет в себе одновременно личную свободу и тепло межличностной солидарности.

Этот мир ненавистен либералам, поскольку он отрицает конкуренцию и наемный труд, и он ненавистен крепким государственникам (этатистам), поскольку отвергает бюрократический аппарат государства. Он так и остался невидим для режиссера киноленты "Убить Дракона", Марка Захарова.

2 комментария:

  1. Не о либералах следует вести речь, а о марксистах, их числе, их движении.....потому как марксисты - это РЕВОЛЮЦИОННО МЫСЛЯЩИЕ ПРОЛЕТАРИИ 21 ВЕКА!

    К огромному сожалению, до сих пор осталось не понятым, что освоение теоретического наследия классиков марксизма и энтузиастов - подвижников творческого развития практического и теоретического марксизма (опыт СССР и практики постстсоветского периода), не достигается одним лишь прослушиванием лекций по марксизму 19-20-21 века и положений ноосферологии 21 века в интерпретации третьих лиц, или периодическим бессистемным почитыванием трудов классиков. Усвоение марксизма 21 века не предполагает слепого доверия остепенённым "специалистам" философии и истории, а требует от КАЖДОГО сторонника коммунизма ЛИЧНОГО знания современной революционной теории, её развития и применения в практике персональной и коллективной работы.

    Марксизм, ленинизм и марксизм 21 века является интеллектуальным продуктом, выработанным безусловными приверженцами научного познания методом исторического материализма, диалектического материализма и диалектической логики, а так же непосредственное участие в практике современного пролетарского движения ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ.

    Очень важно видеть эти ПРОЯВЛЕНИЯ, анализировать их, выделять заключённые в них особенности, отмечать в череде фактов, явлений и событий ЗАКОНОМЕРНОСТИ —-ТЕНДЕНЦИИ!

    И в современных условиях, постсоветский олигархический капитализм (в рамках мирового империализма) неизбежно вынуждает молодых людей браться за решение конкретных общественных проблем. Но, естественно, не освоив метода марксизма, его научной методологии, нет никаких надежд на успех.. Поэтому, несмотря на численный рост молодежи с левыми взглядами на жизнь, результаты их усилий - очень скромные. Многих из них, буквально, пугает, что освоение трудов, революционно мыслящих предшественников. Молодёжь видит, что усвоение марксизма требует огромных затрат умственной энергии и времени. Вот почему крайне важно в текущем моменте изменить подходы в организации марксистской учёбы.

    ОтветитьУдалить
  2. Ругать молодёжь - не объективно! Материалисты-диалектики (марксисты) анализируют то, что обусловило РЕЗУЛЬТАТЫ преподавания марксизма в СССР и постсоветский 30-ти летний период. Сегодняшнее умонастроение молодёжи, уровень и качество их сознания - мышления есть следствие ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПСС и её осколков - почти 20 РАБОЧИХ, КОММУНИСТИЧЕСКИХ, РЕВОЛЮЦИОННЫХ партий.

    Результаты - следствие очевидны! А потому марксисты 21 века вплотную подошли к тому, чтобы вести просветительство по-новому: через приобщение молодёжи к революционной составляющей пролетарского и восстанавливаемого организованного и управляемого движений России!

    ОтветитьУдалить

 Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака русских фашистов на наш сайт!
Исчезли все иллюстрации. 
Но главное ведь это - текстовый контент ;)
Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by russian fascists on our website!
All illustrations are gone.
But the main thing is that it is text content ;)
So let's win!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...