Культурно-исторический релятивизм марксизма позволяет учитывать и цивилизационную компоненту тоже.
Большевизм является развитием русской социалистической традиции, в том числе и общинной. И долгое время это просто не осознавалось, но на практике борьба большевиков с их противниками, то есть борьба красных и белых, была не просто борьбой нового со старым, как преподносилось долго в период советской власти. Это была борьба двух разных традиций.
Существовали две традиции и в России: одна — традиция коллективистская, уравнительная, традиция свободомыслия (восходившего к «народным ересям» и «крестьянским утопиям«); другая — традиция эгоизма, индивидуализма, отрицания социальной справедливости. Эти две традиции уходят корнями в тысячелетия. И следовательно, марксизм содержит в себе и элементы этих традиций.
Но в отличие от Кара-Мурзы, идеализировавшего крестьянскую общину, религию и отсталость вообще и предлагающего воспроизвести это состояние как "альтернативу" западному "обществу торгашей", Маркс утверждал о ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ социальной материи и общественного сознания, преодолевающем Традицию на качественно ином уровне, вбирая всё лучшее и прогрессивное что в ней есть и отбрасывая архаичное и отсталое.
Крестьянская община с лошадью и плугом - пройденный этап, коммуна будущего коммунизма - роботизированное производство, интегрированное в компьютерную систему управления всей экономикой. Человек возвращается в природу как и первобытный человек, но уже свободным от необходимого труда и борьбы за существование. Останутся только традиционные человеческие связи, живая вера придёт на смену религии, исчезнет социальная иерархия и таким образом произойдёт диалектический возврат человека к Традиции и самому себе.
Большевизм является развитием русской социалистической традиции, в том числе и общинной. И долгое время это просто не осознавалось, но на практике борьба большевиков с их противниками, то есть борьба красных и белых, была не просто борьбой нового со старым, как преподносилось долго в период советской власти. Это была борьба двух разных традиций.
Существовали две традиции и в России: одна — традиция коллективистская, уравнительная, традиция свободомыслия (восходившего к «народным ересям» и «крестьянским утопиям«); другая — традиция эгоизма, индивидуализма, отрицания социальной справедливости. Эти две традиции уходят корнями в тысячелетия. И следовательно, марксизм содержит в себе и элементы этих традиций.
Но в отличие от Кара-Мурзы, идеализировавшего крестьянскую общину, религию и отсталость вообще и предлагающего воспроизвести это состояние как "альтернативу" западному "обществу торгашей", Маркс утверждал о ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ социальной материи и общественного сознания, преодолевающем Традицию на качественно ином уровне, вбирая всё лучшее и прогрессивное что в ней есть и отбрасывая архаичное и отсталое.
Крестьянская община с лошадью и плугом - пройденный этап, коммуна будущего коммунизма - роботизированное производство, интегрированное в компьютерную систему управления всей экономикой. Человек возвращается в природу как и первобытный человек, но уже свободным от необходимого труда и борьбы за существование. Останутся только традиционные человеческие связи, живая вера придёт на смену религии, исчезнет социальная иерархия и таким образом произойдёт диалектический возврат человека к Традиции и самому себе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий