Первобытно-общинный коммунизм был дотрудовым строем потому, что продукт не производился, а добывался в дикой природе, при чем на столько легко, что эту добычу и даже изготовление необходимых для охоты орудий трудно отнести к труду. (Слишком уж легко все доставалось). Главной причиной смерти первобытных людей были не голод, а травмы. При чем, даже сильно травмированные люди, если только они не умирали от своих травм, продолжали жить и вести сытую жизнь. Конечно, если могли быстро ходить. Это было ключевым условием. Образ жизни предполагал необходимость быстро и много двигаться. Успеваешь за стадом - живешь. Не успеваешь, пропал. Поэтому нам нравятся худые женщины с длинными ногами. Но для детей смерть от травм была еще более значимой. Первобытный мир был слишком опасен. Ядовиты змеи и насекомые, ядовитые плоды, вода, полная бактерий, хищники. Все это представляло огромную опасность прежде всего для детей. Плюс чудовищно высокая смертность женщин при родах, это связано с тем, что у людей относительно крупный череп. В общем, были причины, по которым даже не смотря на избыток пищи люди не так уж быстро размножались. Не говоря уж о такой чисто человеческой черте, как нехватка материнского молока.
Хотите доказательств? Собака является бесспорным доказательством значительных излишков пищи у людей, при чем излишков, имевших место постоянно, а не время от времени. Постоянство важно, чтобы дикая собака успела превратиться в прирученную и закрепиться в этом качестве То есть еды было просто некуда девать. Она портилась раньше, чем ее успевали съесть, поэтому, ни делить ее, ни как-то обменивать не имело никакого смысла. Остатки доедали собаки, за одно выполняя для человека роль ночных охранников и защищая общину с тыла во время дневных переходов от всяких хищников.
То есть трудовые отношения начались с момента, когда плотность заселения стала слишком большой и от добывания пищи пришлось переходить к ее производству посредством сельского хозяйства.
Все упирается в способ производства и производственные отношения проистекающие из этого способа.
Способ производства в рабовладельческом обществе основан на труде раба, который принуждается к труду грубой силой и, как правило, долго не живет. Воспроизводство рабов естественным путем (то есть путем рождения детей) стало значительным только в позднерабовладельческих системах. В ранних условия не предполагали такой возможности. Рабов получали уже взрослыми и готовыми работать и они погибали раньше, чем утрачивали способность работать.
Феодальная система основана уже на естественном воспроизводстве рабов. То есть условия немного мягче. Рабы могут создавать семьи, рожать детей, растить их и потом эти дети тоже становятся рабами. То есть тут уже другой способ воспроизводства производительных сил и даже несколько иная форма производственных отношений. (Крепостной вообще мог быть на оброке, то есть работать без всякого кнута, отдавая значительную часть производимого продукта потому, что иного способа прокормиться и выживать у него все равно не было).
Далее идем в капитализм. Тут уже труд наемный. И труд уже как правило вне сферы сельхозпроизводства, а в сфере промышленного производства. Промышленник капиталист свой продукт делает не для себя, а для рынка. Ему работник не все время нужен, а в зависимости от колебаний рынка, то нужен, то не нужен. Поэтому держать и кормить крепостного часто дороже, чем нанять босяка, выжать из него все, а потом выкинуть подыхать на улицу. Но наемный работник начал проявлять гибкость. Выгнанный с одного места, он находил работу на другом. Так и переходил от одного работодателя к другому, так и выживал. Это создавало более эффективную систему наемного труда.
Дальше переходим к социализму. Это система планового производства. Тут ни о каком найме рабсилы не может и не должно быть речи. Тут рабочий уже перестает быть пролетарием, а становится коллективным владельцем средств производства, которые планово используются для удовлетворения потребностей общества. То есть, от каждого по способностям, каждому по труду.
При коммунизме уровень производительных сил поднимается уже так высоко, что полностью теряется необходимость связи между вкладом в общественное производство и доступом к общественному потреблению. Тут появляется принцип "От каждого по способности, каждому по потребности".
Во что упирается способ производства? В возможности технологии. Хотя ряд технологий были созданы раньше, чем были востребованы и поэтому не получили распространения и были переизобретены спустя полторы тысячи лет. Так турбина инженера Герона была изобретена в третьем веке нашей эры и работу видели тысячи, возможно десятки тысяч людей в театре г. Александрии, но... поставить ее на кораболь никто так и не нашел нужным. Потом о ней вообще забыли.
Все должно созреть.
(с) В.М.
Хотите доказательств? Собака является бесспорным доказательством значительных излишков пищи у людей, при чем излишков, имевших место постоянно, а не время от времени. Постоянство важно, чтобы дикая собака успела превратиться в прирученную и закрепиться в этом качестве То есть еды было просто некуда девать. Она портилась раньше, чем ее успевали съесть, поэтому, ни делить ее, ни как-то обменивать не имело никакого смысла. Остатки доедали собаки, за одно выполняя для человека роль ночных охранников и защищая общину с тыла во время дневных переходов от всяких хищников.
То есть трудовые отношения начались с момента, когда плотность заселения стала слишком большой и от добывания пищи пришлось переходить к ее производству посредством сельского хозяйства.
Все упирается в способ производства и производственные отношения проистекающие из этого способа.
Способ производства в рабовладельческом обществе основан на труде раба, который принуждается к труду грубой силой и, как правило, долго не живет. Воспроизводство рабов естественным путем (то есть путем рождения детей) стало значительным только в позднерабовладельческих системах. В ранних условия не предполагали такой возможности. Рабов получали уже взрослыми и готовыми работать и они погибали раньше, чем утрачивали способность работать.
Феодальная система основана уже на естественном воспроизводстве рабов. То есть условия немного мягче. Рабы могут создавать семьи, рожать детей, растить их и потом эти дети тоже становятся рабами. То есть тут уже другой способ воспроизводства производительных сил и даже несколько иная форма производственных отношений. (Крепостной вообще мог быть на оброке, то есть работать без всякого кнута, отдавая значительную часть производимого продукта потому, что иного способа прокормиться и выживать у него все равно не было).
Далее идем в капитализм. Тут уже труд наемный. И труд уже как правило вне сферы сельхозпроизводства, а в сфере промышленного производства. Промышленник капиталист свой продукт делает не для себя, а для рынка. Ему работник не все время нужен, а в зависимости от колебаний рынка, то нужен, то не нужен. Поэтому держать и кормить крепостного часто дороже, чем нанять босяка, выжать из него все, а потом выкинуть подыхать на улицу. Но наемный работник начал проявлять гибкость. Выгнанный с одного места, он находил работу на другом. Так и переходил от одного работодателя к другому, так и выживал. Это создавало более эффективную систему наемного труда.
Дальше переходим к социализму. Это система планового производства. Тут ни о каком найме рабсилы не может и не должно быть речи. Тут рабочий уже перестает быть пролетарием, а становится коллективным владельцем средств производства, которые планово используются для удовлетворения потребностей общества. То есть, от каждого по способностям, каждому по труду.
При коммунизме уровень производительных сил поднимается уже так высоко, что полностью теряется необходимость связи между вкладом в общественное производство и доступом к общественному потреблению. Тут появляется принцип "От каждого по способности, каждому по потребности".
Во что упирается способ производства? В возможности технологии. Хотя ряд технологий были созданы раньше, чем были востребованы и поэтому не получили распространения и были переизобретены спустя полторы тысячи лет. Так турбина инженера Герона была изобретена в третьем веке нашей эры и работу видели тысячи, возможно десятки тысяч людей в театре г. Александрии, но... поставить ее на кораболь никто так и не нашел нужным. Потом о ней вообще забыли.
Все должно созреть.
(с) В.М.
Комментариев нет:
Отправить комментарий