Политкомиссия революционных
коммунистов-социалистов
(интернационалистов)
по созданию
Всемирной Единой Партии-Государства трудящихся


La Commission Politique des Communistes-Socialistes Révolutionnaires (Internationalistes)
pour la Fondation de l'Unité Parti-Etat Mondial des Travailleurs



Лаборатория мир-системного анализа
Фонда "Центр марксистских исследований"


вторник, 15 марта 2016 г.

Альваро Гарсиа Линера (Боливия): Девять тезисов о капитализме и мировом сообществе

Приведенный ниже фрагмент из книги «Общинный социализм. Горизонт эпохи» (Álvaro García Linera. Socialismo Comunitario. Un horizonte de época. La Paz,Vicepresidencia del Estado, 2015) вице-президента Боливии Альваро Гарсиа Линеры, одного из крупнейших идеологов правящего Движения к социализму (Movimiento al Socialismo, MAS), бывшего организатора и руководителя Партизанской армии имени Тупак Катари, математика и социолога по образованию, дает возможность составить впечатление о подходе руководства страны к противоречиям капиталистической модели развития на современном этапе истории.

Первый тезис
Капитализм конца XX в. как абсолютный общепланетарный геополи-
тический стандарт
Первоначально в XIX в. капиталистический рынок, писал Карл Маркс в
1850 г., стал общемировым в результате открытия торгового маршрута ме-
жду Калифорнией и Китаем. В XX в., после падения Берлинской стены,
контуры финансовой экономики также обрели планетарный масштаб. Но
важнее всего то, что уже в XXI в. само производство, сам капиталистиче-
ский процесс труда доминирует во всех странах мира, да и сам мир стал гигант-
ской мастерской труда, где производится каждый из потребляемых нами про-
дуктов. Это означает, что сегодня о товарах уже нельзя сказать «сделано в
США» или «сделано в Китае», но можно говорить «сделано в мире».

Второй тезис
Непрерывное примитивное накопление
Это стремительное распространение общемирового производства при-
вело к формальному, внешнему подчинению общинных аграрных процес-
сов труда — некапиталистических или докапиталистических — капитали-
стическому накоплению, которое постоянно воспроизводилось в виде не-
прерывного примитивного накопления, вынуждая классы и коренные
нации Африки, Латинской Америки и Азии против их воли вливаться в
капиталистическую систему, хотя по сути капиталистическими они не
являются.
Государственный политический индеанизм в Боливии, оппозиционный
индеанизм в Мексике или Бразилии, борьба крестьян и коренных народов в
других частях света являются активными элементами этого феномена, а
также отражают противоречия нового этапа капитализма.
Третий тезис
Присвоение капитализмом универсальной производительной силы
общества — знания
Одновременно с подчинением мирового сообщества капиталу мы на-
блюдаем реальное подчинение мирового человеческого знания, когнитив-
ных способностей или интеллектуальных сил тому же капиталистическому
производству. Современное производство все больше опирается на при-
кладные сферы науки в обработке природных ресурсов, а также на такие
дисциплины, как физика, математика, биотехнология, компьютерная ин-
женерия и т.п., которые уже сами по себе являются передовыми индуст-
риями, нередко создающими больше добавленной стоимости, нежели до-
быча природного сырья или деятельность в сфере услуг.
Это означает, что капитализм завладел неограниченной производитель-
ной силой — человеческим знанием, и, сделав это, обнажил два фундамен-
тальных противоречия. Первое заключается в том, что, подчиняя себе че-
ловеческие способности, носящие общинно-универсальный характер, — а
наука является не продуктом деятельности лишь гениальных личностей, а
коллективно-универсальным продуктом, — капитализм в долгосрочной
перспективе подрывает основу капиталистического частного присвоения,
базирующегося на этих общественных производительных силах. А вто-
рое — в том, что таким образом раскалывается мировой рабочий класс:
одна его часть больше связана с науками, со знанием и технологиями в
столицах капиталистического мира, а другая — с рутинным трудом на ок-
раинах общепланетарного капиталистического организма.
Получается, что мы стоим на пороге формирования нового планетарно-
го положения рабочих, которое распространяется на весь мир и сущест-
венно отличается от того, что в XX в. привело к созданию государства бла-
госостояния, профсоюзной борьбы и партий.

Четвертый тезис
Реальное подчинение цельной системы естественной жизни планеты
капиталу
Техническое подчинение науки задаче получения прибыли привело к
реальному подчинению процессов, происходящих в окружающей среде,
капиталистическому накоплению. Биотехнологии, на макроуровне изме-
няющие архитектуру жизни, уничтожение лесов и рек, варварская эксплуа-
тация месторождений минералов, углеводородов, подземных вод необра-
тимо трансформируют цельную систему естественной жизни планеты, ста-
вя под угрозу существование саму жизнь — как природы, так и человека,
являющегося частью природы.
Так возникает исторический парадокс: неограниченная экспансия капи-
тализма делает его будущее невозможным, так как не будет уже ни приро-
ды, ни природных ресурсов, способных обеспечить производство тех про-
дуктов, что выставлены сегодня на витринах всего мира.

Пятый тезис
Производительные силы, становящиеся разрушительными для при-
роды и человека
В рамках капиталистического развития производительные силы обще-
ства не только являются все более и более унилатеральными и противоре-
чивыми, — если воспользоваться идеями Владимира Ильича Ленина, — но
и все чаще превращаются в силы, разрушающие человечество.
Когда мы говорим о производительных силах, мы говорим о технологи-
ях или объективных производительных силах, умственных производитель-
ных силах, таких как наука, субъективных производительных силах
(страсть, желание), символических производительных силах (язык, народ-
ные празднества) и в целом обо всех действиях, обеспечивающих произ-
водство нового социального богатства.
Среди нынешних приоритетов мирового капитализма — техниче-
ские и интеллектуальные производительные силы, причем в ущерб
производительным силам субъективного и символического характера.
Это весьма противоречиво: приоритет отдается техническим произво-
дительным силам, которые для создания прибыли (единственная цель
капитализма) разрушают природные системы, что приводит к необра-
тимым процессам.

Шестой тезис
Новые мобилизующие оси классов в революционном антагонизме
В XXI в. борьбу социальных классов — как капиталистических, так и
входящих в капиталистическую систему — следует рассматривать через
призму трех источников планетарного антагонизма.
Постоянное примитивное накопление, которое в различных уголках ми-
ра порождает борьбу индейцев и крестьян, стремящихся оказать сопротив-
ление капитализму, уничтожающему их традиционные формы организации
жизни, ставит их нации в такую ситуацию, при которой они, чтобы сохра-
нить общинные структуры, должны бороться за расширенный и обобщаю-
щий коммунитаризм, что превращает их в производственную силу гло-
бального сообщества, социализма и коммунизма.
Техническое подчинение процессов, происходящих в природе, капита-
листическому накоплению может привести к экологической катастрофе.
Поэтому борьба за сохранение Матери-Земли ради общего блага всех живых
существ становится общей борьбой всех людей, т.е. превращается в произ-
водительную силу социализма и коммунизма.
Положение рабочих напрямую связано с общемировым подчинением
науки выгоде предпринимателей, которое порождает еще большую фраг-
ментацию рабочего класса по регионам и его размывание в социальном
плане. При этом рабочие разбросаны географически, что превращает их в
единственную поистине глобальную производительную силу, способную
своей борьбой заложить фундамент нового социального способа пост-
капиталистического производства, которое обязательно должно носить
общепланетарный характер.
Таким образом, можно предвидеть следующую тенденцию. Мобили-
зующие оси классов, находящихся в революционном антагонизме, могут
быть объединены на основе контроля и использования экономического
прибавочного продукта (заработная плата, социальное страхование, здра-
воохранение, образование); защиты или расширения жизненных потребно-
стей (вода, земля); сохранения государственных и негосударственных об-
щественных ресурсов, индейской национальной идентичности и защиты
Матери-Земли и природы.
Я выделяю эти мобилизующие оси, потому что они позволяют увидеть,
насколько усложняется классовая борьба, которая вращается теперь не
только вокруг соотношения зарплат, но и вокруг других компонентов, нередко
обладающих таким же или даже бóльшим потенциалом для мобилизации лю-
дей и превращения их в активный социальный класс.
В случае Боливии в нынешнем революционном цикле и крупных вос-
станиях 2000 и 2005 гг. объединяющими действительно были такие жиз-
ненно важные факторы, как вода и земля, а также негосударственные об-
щественные ресурсы и идентичность индейских народов. Рабочая тематика
также присутствовала, но она дополняла эти три оси, которые и вызвали
крупные бунты и революцию в 2000—2005 гг.

Седьмой тезис
Новые формы мобилизации зависимых социальных классов
Мы наблюдаем за изменением схем формирования и мобилизации зави-
симых секторов. Старая форма профсоюза сильна и останется таковой на
тех территориях, где удалось создать пространство для накопления классо-
вого опыта. Но там, где превалирует трудовая миграция и налицо различия
в условиях, в которых находятся рабочие, эта форма организации слаба, и
ее, как правило, дополняют или заменяют другие формы коллективного
действия, такие, как община, в случае обществ, основанных на общинном
земледелии, и масса. Община — политическая форма, при которой общин-
ное владение землей и организационная культура индейцев являются элемен-
тами самоопределения. А масса — это гибкая форма, сочетание различных
социальных классов, где управляющее ядро изначально не определено и
зависит как от обстоятельств, так и от задач мобилизации масс.
Масса может объединиться на основе локальных территориальных
форм идентичности, конкретных требований, связанных с условиями жиз-
ни (базовые потребности человека, гражданские права и т.п.), что обеспе-
чивает и единство рабочих с другими социальными слоями, также вовле-
ченными в борьбу. Вопрос о том, кто будет руководить коллективными
действиями, заранее не определен, он решается в ходе борьбы, при этом
руководство часто может переходить от рабочего ядра к крестьянскому,
интеллектуальному или городскому. Поэтому данная форма представляет-
ся наиболее гибкой в плане управления возможными действиями различ-
ных социальных слоев населения.

Восьмой тезис
Борьба за государственную власть как форма эмансипации
Процесс эмансипации зависимых классов неизбежно проходит через
борьбу за государственную власть. Историческими целями государства
являются монополизация и обеспечение идейной общности, основанной на
ценностях, разделяемых данным обществом. Государство монополизирует
суть — как реальную, так и воображаемую — всего того, что поддержива-
ет жизнь в данном обществе, объединенном общей территорией прожива-
ния и общей судьбой. До настоящего времени управление этими матери-
альными и духовными элементами осуществлялось с точки зрения и в ин-
тересах капиталистического класса.
С учетом этого социальные движения, рабочий класс, индейские наро-
ды, интеллектуалы, активисты, профсоюзы не могут сейчас отказаться от
битвы, поскольку именно они управляют чувством общности, ощущением
политического единства страны. Это стремление управлять общим, уни-
версальным для данного общества является борьбой за государственную
власть, которая строится на гегемонии в грамшианском смысле. То есть
речь идет о достижении общего политического и культурного лидерства, о
борьбе за трансформацию логических и моральных схем, на основании ко-
торых люди организуют свое существование в мире, а не о простом прихо-
де к государственной власти. Поэтому любая революционная борьба за го-
сударственную власть есть борьба за революцию в соотношении социаль-
ных сил, влияющих на принимаемые обществом решения, за контроль над
общественным мышлением и за материальные средства, которые делают
это новое классовое соотношение сил объективным. А значит, это также
есть трансформация материальной и технической структуры государства.
Социальная революция, коренным образом изменяющая соотношение по-
литических и культурных сил в стране, должна снизу трансформировать
старые государственные схемы господства и построить, с точки зрения ак-
тивного общества, новые властные отношения, которые обязательно долж-
ны материализоваться в новых структурах власти. Именно поэтому соци-
альная революция — это построение новых структур власти, а не занятие
старых, выражающих старые отношения и соотношение социальных сил.
Речь не идет о том, что политическая борьба — это исключительно
борьба за государство. Нет. Политическая борьба выходит за рамки госу-
дарства, но также проходит через государство, создает государство. Таким
образом, когда активист, профсоюзный лидер, академик, исследователь,
член профсоюза замыкаются исключительно в своей локальной борьбе,
они концентрируют свое внимание и силы на одной конкретной теме. Они
могут получить результаты, добиться небольших перемен в организации
капиталистического общества, но в долгосрочной перспективе капитализм
снова начинает воспроизводиться, подпитываясь этой фрагментированной
энергией. Такая обособленная активность превращается в производительную
силу капитализма, потому что помогает ему возродиться и обрести силу.
Единственный способ вырваться из этого гегелевского проклятия за-
ключается в том, что борьба за локальное, за конкретное должна влиться в
борьбу за всеобщее. Если мы оставим борьбу за всеобщее и сконцентриру-
ем энергию исключительно на частном, на практически возможном, то на-
ша работа обратится против нас самих. Но если мы расширим борьбу за
частное — в области энергетики, ГМО, защиты морских животных, пенси-
онных фондов, зарплат — и добавим к ней борьбу за всеобщее в политиче-
ском курсе страны, за совокупность управления богатствами, тогда ло-
кальное и универсальное предстанут как части общей борьбы. И тогда воз-
растет вероятность того, что коллективные усилия не превратятся в новую
производительную силу, питающую капитализм, как это происходило до
сегодняшнего момента.

Девятый тезис
Мировое сообщество: синтез объективных возможностей
и интерсубъективной воли
За потрескавшимся могуществом торжествующего планетарного капи-
тализма стоит латентная власть технического, организационного и мораль-
ного коммунитаризма зависимых наций и классов. Это потенциал, тенден-
ция и реальная возможность. Для того, чтобы этот потенциал перерос в
социальное восстание, требуется долгая и систематическая активность со
стремлением к власти, такая активность, которая способна сплести воедино
различные факторы борьбы за власть, создать экспансивные общинные свя-
зи, сначала национальные, затем — континентальные, а в конечном счете —
планетарные, позволяющие высвободиться общинным силам, задушенным ка-
питализмом. В конце концов наше сообщество станет универсальным, плане-
тарным, и другого будущего у него нет.

Перевод с испанского А.Л.ЧЕРНЫШЕВА
(chernyshev.latam@gmail.com)

Alvaro Garcia Linera (gabinete@vicepresidencia.gob.bo)
Vice-President of the Plurinational State of Bolivia
Nine Theses on Capitalism and Universal Community
Abstract. The present fragment of the «The Communitarian Socialism: A Horizon of
the Epoch» book (Álvaro García Linera. Socialismo Comunitario. Un horizonte de
época. La Paz, Vicepresidencia del Estado, 2015) by the Vice-President of the
Plurinational State of Bolivia Álvaro García Linera, one of the most prominent
ideologists of the ruling Movement towards the Socialism (Movimiento al Socialismo,
MAS), mathematician and sociologist, analyses the todayts contradictions of the
capitalist model of development.
Key words: capitalism, social revolution, universal community, protection of the
environment, hegemony. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...