Обычно отмечают такие черты уже зарождающегося средневековья:
- разрушение национальных культур и формирование надэтнических субкультур (скажем, гот или эмо из Германии лучше поймет «собрата» из Франции чем «брата-немца» - просто бухгалтера),
- переход части суверенитета нацгосударств к международным организациям типа ЕС и ООН,
- распространение новой религиозности («нью-эйдж») и идеократии («права человека», «права меньшинств»),
- переход к «устной культуре» (телевидение, радио, аудиокниги, «читалки книг» в Интернете), вообще – феномен «супертекста», включающего в себя «все знания».
Я давно ждал: когда же появится марксист, который попытается обосновать концепцию нового средневековья при помощи экономического анализа?
И вот дождался! Наткнулся на работы российского философа с Дальнего Востока Александра Готноги. Он доказывает, что «экономическая мегаформация» Маркса (включающая в себя все эксплуататорские общества между первобытным и будущим коммунизмом), также включает в себя три этапа, которые можно описать при помощи диалектической триады.
Тезис – общества личной зависимости (античное рабовладение средневековый феодализм), антитезис – общество вещной зависимости (классический капитализм) – синтез – общество новой личной зависимости. Готнога называет его сервисно-рентный способ производства.
Современный постклассический западный капитализм – это просто переходный этап между классическим капитализмом и сервисно-рентным обществом. Он проявился пока лишь частично, но после определенной политической революции предстанет на Западе в полный рост. Это общество, в котором есть эксплуататоры – рантье, люди, которые получают ренту просто в силу своего социального статуса (как феодалы средневековья). Сейчас, например, на позицию таких рантье претендуют разного рода меньшинства на Западе, крупные буржуа, живущие на финансовую ренту и давно уже спихнувшие организацию производства на менеджеров, но в целом, каждый гражданин Первого мира является рантье по отношению к гражданам Третьего мира, ведь он имеет высокий базовый доход просто по праву рождения в Первом мире. Класс эксплуатируемых здесь – разного рода работники сферы услуг, бесконечно усложнившейся и дифференциированной. Увеличивается доля тяжелого труда, которым занимается «неоприслуга» (вроде мигрантов-разносчиков еды), чья личная свобода все более ограничивается. С другой стороны, в таком обществе резко возрастает интеллектуальная составляющая, а удержать работника-интеллектуала у хозяина-рантье может лишь личная зависимость.
Готнога ничего не пишет о сословизации современного посткапитализма (которая описана в трудах С.Г. Кордонского), но по сути выводы Кордонского вполне согласуются с анализом Готноги.
Что касается моего мнения, то я всегда говорил и писал, что Запад идет к некоему посткапитализму, напоминающему средневековье и здесь я с Готногой согласен. Однако в отличие от него я считаю, что история развивается не одинаково на Западе и на Востоке и восточные общества (к которым с некоторыми оговорками я отношу и Россию) идут своим путем - путем государственного «служилого» социализма, который раньше выступал в архаической форме (Маркс называл это "азиатский способ производства"), а в ХХ веке приобрел индустриальные очертания. И точно также как Россия ответила на вызов западного империализма советским социализмом, надеюсь, ответит на вызов сервисно-ресурсного неофеодального Запада новым социализмом.
Статьи А.В. Готноги:
Диалектика становления сервисно-рентного общества // Дискуссия. - 2012. - № 2 (43). - С. 16-20. - https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-stanovleniya-servisno-rentnogo-obschestva
Рентные механизмы воспроизводства будущего общества // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - Т. 2, № 2. - С. 153-163. - https://cyberleninka.ru/article/n/rentnye-mehanizmy-vosproizvodstva-buduschego-obschestva
ПРАКТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ К СОЦИАЛИЗМУ 21 ВЕКА
ОтветитьУдалить---------------------------—
НАЦИОНАЛЬНЫЕ БОГАТСТВА - САМОУПРАВЛЯЕМЫМ НАРОДАМ!
---------------------------—
О МАРКСИЗМЕ 21 ВЕКА - МАРКСИЗМ НЕ ДОГМА, А ЖИВОЕ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ!
ОТ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ К УПРАВЛЕНИЮ ВЕЩАМИ
"класс НАЕМНЫХ управленцев" есть необходимое звено замещения капиталистического способа производства коммунистическим способом производства!»
/5 декабря 2020, 7:04 +03:00 от Сурен Гандилян /
=====================================================
Все проблемы противников экономического персонализма (определяющей разработки марксизма 21 века)кроются в не понимании ими материализма и диалектики. Да, активный сторонник системы ОГАС (СССР) пишет слова о материализме и диалектике и знает, что общество не может перескочить через ступени своего развития, но не может понять, что раб или наёмный работник ( не управленец, а исполнитель) не может овладеть управлением через ОГАС (Глушкова), если не получит диалектическое восхождение от знаний исполнителя до знаний работника, имеющего опыт организатора и управления производством.
Управление коммунистическим производством отличается от управления капиталистическим производством тем, что в коммунистическом производстве проводится управления процессами, а не людьми.
Вот почему капиталистическая система управления имеет такое огромное число провалов в России. Поэтому вполне закономерно, что постоянно идёт речь о профессионализме. Но в том — то и дело, что капитализм развил производительные силы до такого уровня и масштаба, что нет никакой возможности управлять миллионами участников процессов в экономике.
Объективное понимание сложившейся ситуации в экономике понуждает общество перейти на новый тип общественно-экономических отношений и стиль управления /НЕ ЛЮДЬМИ, А ВЕЩАМИ/. Естественно, новому коммунистическому (народоправному) стилю управления (в режиме самоуправления в совладении общественным национальным богатством) необходимо учиться.
К настоящему времени, накапливается опыт просвещения и обучения новейшим знаниям Науки об общественном развитии и человеческого мышления (на основе марксизма 19-20-21 века), уже почти год работает Школа «Марксизм и Народоправие», действующая при Фонде «Центр марксистских исследований». Наполняется содержанием работа ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА (аналитика и просветительство на базе Науки об общественном развитии и человеческого мышления — марксизм 19-20-21 века/. Оформляется идея создания ЦЕНТРА знаний и просветительства на постсоветском пространстве. Такой идее есть поддержка в практике, осуществляемой авангардными политическими и гражданскими группами, создающие Институты развития общества (сегодня действующие в регионах).
Приглашаются желающие работать на коммунистическое завтра!
05.12.2020г.
А.В. Чижиков,
Товарищество -Ассоциация материалистов-диалектиков /марксистов 21 века,
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР /аналитики и просветительства на базе НАУКИ об общественном развитии и человеческого мышления - марксизм 19-20-21 века/