Политкомиссия революционных
коммунистов-социалистов
(интернационалистов)
по созданию
Всемирной Единой Партии-Государства трудящихся
во главе с Сетевым Народным Правительством


La Commission Politique des Communistes-Socialistes Révolutionnaires (Internationalistes)
pour la Fondation de l'Unité Parti-Etat Mondial des Travailleurs
dirigé par le Gouvernement Populaire Réseau




Лаборатория мир-системного анализа
Фонда "Центр марксистских исследований"

http://centrmarxissled.ucoz.ru


пятница, 24 апреля 2015 г.

Алёша Вальд Ласовски: Сформировать новых коммунистов

Несмотря на то, что нынешние народные восстания зачастую неожиданны, разнообразны и неоднозначны, их можно рассматривать в качестве стандартного проявления нового возникающего политического строя. Как считает философ-марксист Ален Бадью, коммунистическая политика в полной мере демонстрирует нам свою ценность благодаря особому эмансипативному мировоззрению, свойственного динамическому движению с собственным новаторским подходом к истории.

Не вписываясь в господствующий ныне консенсус, Ален Бадью считает, что философия освещает настоящее – она выражает тревогу по поводу нынешнего состояния человечества и требует активного и позитивного вмешательства в жизнь граждан. Философия может помочь постепенно вытащить общество из нынешнего нигилизма – помочь сделать мир немного светлее. «Сопротивляться – значит мыслить» – таким в целом мог бы быть ее девиз. Ален Бадью – радикальный философ, и один из наиболее влиятельных современных левых интеллектуалов, по-прежнему предан наследию Сартра. И, как и для Сартра, политика сама по себе является для него действием и участием, а философское объяснение мира зависит от активной роли в освободительной борьбе. Своей работой «Коммунистическая гипотеза» Бадью оживил левую мысль и вновь открыл марксистскую книгу истории, преисполненной героических деяний – истории, развивающейся от восстания рабов Спартака до крестьянских войн под руководством Томаса Мюнцера, от Французской революции до Парижской Коммуны, и далее – к Октябрьской революции 1917-го года. В работе «Что делать?» он вступает в диалог с философом Марселем Гоше на тему субъектов марксизма, капитализма и демократии.В 1985 году совместно с товарищами по UCFML Сильвеном Лазарю и Наташей Мишель он основал группу Политическая организация, которой они руководят и поныне. С 1999 Бадью преподаёт в Высшей нормальной школе. Он также ведёт курсы во многих других французских вузах, например, в Международном философском коллеже и в Европейском институте междисциплинарных исследований (European Graduate School).

Сегодня наша планета оказалась жестко привязана к финансовым нуждам капитализма, а глобальный рынок постоянного консюмеризма буквально разрывает общество на части. Мир разделен на части крайним неравенством: 10% населения мира владеют 86% всех мировых богатств. И, тем не менее, Ален Бадью организует многочисленные встречи с целью возрождения солидарности и развития коммунистических организаций.

Для Бадью философия сама по себе является эпической поэмой, выражающей стремление к справедливости и требование справедливости. Философия потенциально может стать коллективным мировоззрением и средством предначертания всемирного общества нового типа, предполагающего новый взгляд на то, чем может быть и должна быть политика. Коммунизм, по самой своей сути, - это политическая проекция всего, что нам дорого в нашей повседневной жизни.

– Благодаря выходу в свет ваших работ, таких как как «Коммунистическая гипотеза», вам удалось организовать серьезные международные встречи с целью обсуждения самого понятия «коммунизм». Вопросы освобождения общественного пространства от господства капитала, отмирания государства и разделения труда связаны с альтернативным историческим процессом воссоздания самой сути коммунизма?


– Думаю, нам необходимо реализовать все четыре стратегические цели, о которых вы говорите. Только реализовывать их нужно в обратном порядке. Конечно, к достижению этих целей должна вести идея, которую сам Маркс называл кратким определением самой сути своей работы в «Манифесте Коммунистической партии» – то есть, идея отмены частной собственности. И действительно – общую организацию производства вполне можно вырвать из частных рук, свергнув диктатуру частных бизнес-интересов. Частную прибыль возможно заменить общественными интересами на всех этапах производственной деятельности и в сфере поддерживающей ее инфраструктуры (транспорт, средства связи, механизм обмена и т.д.).

Таким образом, ради общественного блага должна быть радикально изменена организация работы средств производства. Очень важно сократить и, в конце концов, преодолеть современные виды различий – таких как разница между интеллектуальным и физическим трудом, между функциями управления и непосредственной реализации, разницу в распределении ресурсов для разных аспектов человеческой жизни (для образования, здравоохранения, культуры и отдыха) между крупными городами и небольшими городами и селами.

Маркс определял этот феномен, как возникновение всесторонне развитого рабочего. И отмирание государства, как отдельного аппарата насилия, будет постепенно происходить в результате развития этих двух процессов. Маркс также раскрыл и возможность реализации коммунизма это конец политического правления идентичностей (национальных, религиозных, лингвистических, культурных и т.д.). Политика всех этих идентичностей будет заменена подлинным интернационализмом, когда человечество сможет контролировать собственную судьбу в глобальном масштабе.

Именно это Маркс называл «интернационализмом» и именно его он считал фундаментальной характеристикой коммунизма. И я не вижу никаких конкретных причин, которые помешали бы нам утверждать, что все вышеупомянутые цели являются частью общего стратегического плана действий, который человечество способно реализовать, учитывая достигнутый им уровень, а также учитывая интеллектуальные и материальные ресурсы, которые человечество в состоянии мобилизовать. По мере реализации этого плана капитализм будет обнажать свою подлинную сущность, демонстрируя то, чем он и является: варварской системой, которая представляет собой препятствие на пути научного и технического прогресса.

– В вашем недавнем диспуте с Марселем Гоше вы призываете использовать эмансипативные политические модели, которые не базируются на модели парламентской демократии. Как нам создать новое видение истории, которое смогло бы обойти всевластье государства?

– Позвольте и мне задать вопрос: где в нашем мире сложилось то, что вы называете «моделью» парламентской демократии, кроме как в странах, где экономическая и социальная организация неразрывно связана с наиболее продвинутыми капиталистическими системами? Только в тех странах, которые услужливые масс-медиа называют «Западом». И то, что именно эти страны Маркс считал центром власти капитала, сейчас видно даже отчетливее, чем во времена Маркса!

Задача нашей текущей борьбы – сфокусироваться на восстаниях и народных движениях, на формировании политической организации, которая сможет непосредственно выступать на международном уровне. Наша задача – унификация пролетариата, которого сейчас гораздо больше в глобальном масштабе (как бы нам ни твердили обратное). Существенное значение будет иметь также и возникновение нового слоя интеллектуалов (готовых присоединиться к массам под знаменем реорганизованной и интеллектуально модернизированной коммунистической идеи), а также протесты некоторой части мелкой буржуазии, разочарованной разнообразными обманными трюками капитализма потребления.

Все эти концепции откроют дорогу для реализации третьей стадии истории коммунизма – первой были пророческие времена Маркса и Энгельса; период государственного насилия во времена Ленина и Сталина – вторая стадия. Третья стадия намечалась (хотя и еще в большей степени хаотично, а потому и была слабо выражена) Мао и китайскими коммунистами в 1960-70 годах. Тем не менее, я твердо уверен в том, что в течение длительного периода времени мы еще будем их полноправными наследниками.

– Разве новая политическая философия может дистанцироваться от факта столкновения четырех, казалось бы, смешанных между собой, сил: образованной молодежи, молодежи рабочего класса, мигрирующего международного пролетариата и простых прекарных наемных работников?

– Я всегда говорил и снова повторю: новая политическая модель может быть создана в крупных масштабах только благодаря всем этим социальным силам, когда они будут иметь общее стратегическое видение перспективы, которое объединит их и на практике поможет сообща добиться полной независимости от пропаганды и господствующих ныне точек зрения. Именно поэтому необходимо целенаправленно и постоянно использовать слово «коммунизм». Наш противник хотел бы, что бы это слово ассоциировалось с чем-то криминальным или постыдным. Долгое время мы, как попугаи, повторяли то, что нам внушали наши противники (что коммунизм это, дескать, ничто иное, как кровавый тоталитаризм). Нам следует перестать говорить о коммунизме, стесняясь этого слова или стараясь говорить о нем уклончиво.

Даже здесь – во Франции – когда, собственно, Коммунистическая Партия говорит о коммунизме? И, наоборот, делая акцент на слове «коммунизм» и предлагая по-новому оценить всей предыдущий период истории, одновременно с этим обновляя перспективы третьей стадии, мы можем спланировать выход из темного мира глобального капитализма и развернуть новые горизонты мысли и практики – которые будут вполне ясны и достижимы. Я имел счастье видеть, как в Турции и Корее, Праге и Берлине, Амстердаме, Буэнос-Айресе и Палестине, Лондоне и Нью-Йорке молодежь и старые опытные активисты ждут этого освобождения – ждут новой независимости от того мрачного консенсуса, который, как нам пытаются внушить, будет длиться вечно.

– В своей работе «Что делать?» вы анализируете три стадии, которые формируют коммунизмы XIX, XX и XXI века, и приходите к выводу, что мы находимся на перепутье – в период времени, который весьма напоминает революционную ситуацию в Европе в конце 1840-х годов. С такой точки зрения, какова задача коммунистов? Как направлять будущее и формировать его?

Кто такие «коммунисты»? Вот в чем вопрос. Под самый конец своей жизни кормчий Мао задал вопрос, который ему самому казался весьма нелегким: «Кто достойные наследники дела пролетариата?» В 1840-х годах, когда Маркс писал Манифест Коммунистической Партии, существовала еще только небольшая горстка коммунистов (по крайней мере, в том смысле, который он вкладывал в это слово). Тогда уже существовало французское рабочее движение, английская политическая экономия, немецкая диалектическая философия – и вот из всех этих составляющих он должен был сформировать новых коммунистов. И мы тоже должны сформировать новых коммунистов.

Задача коммунистов третьей стадии прежде всего в том, чтобы самим стать коммунистами третьей стадии и работать с народными движениями: в ходе восстаний, на заводах, в жилых районах, университетах, в группах сверх-эксплуатируемых рабочих, в ассоциациях безработных, с мелкими фермерами в голодающих странах юга, с рабочими-мигрантами и т.д. Сама совокупность всех этих групп заставляет биться сердце современных пролетарских и коммунистических идей, которые станут общей стратегией всех тактических движений, ставящих перед собой в качестве цели свержение капиталистической гегемонии. И если старые политические партии, связанные с историей коммунизма, захотят сплотиться вокруг такой вот новой отправной точки, что же – никто не против.

Источник: http://liva.com.ua/communism-alainbadiou.html

1 комментарий:

  1. Парадигма.

    Стоит сказать это мудрое слово и им можно
    оправдывать любые гнусности.

    Рабочие голодают. Ну что ж, пусть голодают,
    у нас теперь другая парадигма - не пролетарская.

    Парадигма, третья стадия. Коммунист, дошедший до
    третьей стадии, зато очень умный.

    Эдуард Нигмати

    ОтветитьУдалить

 Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака русских фашистов на наш сайт!
Исчезли все иллюстрации. 
Но главное ведь это - текстовый контент ;)
Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by russian fascists on our website!
All illustrations are gone.
But the main thing is that it is text content ;)
So let's win!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...