Позитивная наука пришла к достаточно убедительным выводам относительно основных векторов-тенденций сопровождавших эволюцию человечества от Палеолита до Постмодерна. На протяжении веков, хотя и волнообразно, со спадами и взлетами, приливами и отливами, развивались технологии, росло население, усложнялась социальная структура, возрастал объем информации. К этим общепринятым векторам Назаретян прибавляет принципы совершенствования культурно-психологических средств ограничения физического насилия и связанный с ним принцип виртуализации насилия.
То, что этические нормы стабилизируют социум понять легко, гораздо трудней понять как они его стабилизируют. Назаретян пишет: "... Если людей, неукоснительно следующих требованиям коллективной нормы без внешнего пригляда, почти инстинктивно или из страха перед мистическими силами – грозным воплощением воли коллектива, – можно считать идеальными субъектами морали, то таковыми и являются палеолитические охотники-собиратели. С одной маленькой оговоркой: это мораль людоедов".
Получив технологии, превышающие по своей убийственной или разрушающей природу силе этический порог социума, люди разрушают его в ходе стремительного самоуничтожения.
Поэтому история выбраковывала те племена, города, государства и цивилизации, которые не смогли найти устойчивый баланс, как внутренний так и внешний. Направление агрессии на внешних врагов давало только временную разрядку, ибо уничтожив вокруг себя всех конкурентов или встретившись с более сильным противником, сверхагрессивный социум немедленно разваливался на враждующие части.
Выстраивание управленческих иерархий и усложнение подсистем требовало совсем другой этики, чем тотальное подчинение табу:
"... Гуманизация культурно-психологических регуляторов (морали, права, экономических отношений и т.д.) – это не мистический процесс и вместе с тем не произвол великих гуманистов прошлого, а накопление драматического опыта, связанного с прагматикой устойчивости системы".
Насилие представляет собой константу человеческого бытия, оно неустранимо и постоянно требует выхода. Наиболее простой и распространенный способ снижения уровня насилия - это замена его соревновательной игрой и другими конкурентными практиками. Человеческие жертвоприношения, дававшие разрядку страхам и раздражению, исторически заменяются публичными казнями преступников и театральными трагедиями.
Сегодня, заливающее экраны насилие, - это уже виртуальное насилие, даже если идет показ реальной, но далекой войны. Назаретян отмечает: "... Погружённый в пространство интенсивного виртуального насилия и пресыщенный им, наш современник ощущает собственное бытие «по эту сторону» экрана телевизоров и компьютеров как пребывание в рекреационной зоне – зоне ненасилия, образующейся обычно более или менее стихийно посреди бушующей войны подобно «оку тайфуна». Всё это служит важным фактором ограничения физического насилия и вместе с тем создаёт иллюзию его роста (типичный пример ретроспективной аберрации!)".
С точки зрения сохранения стабильности социума ему не нужны технологические новшества, но постоянные изменения во внешней среде и особенно лимит ресурсов порождают потребность в инновациях, усиливающих неравновесность системы. Рост неравновесности, снижающий энтропию внутри системы и увеличивающий энтропию вне системы, - это главный критерий эволюции. На каждом ее этапе происходит метасистемный переход, описанный Турчиным, как квант эволюции, смысл которого в создании нового уровня управления. Причем, как утверждает Назаретян, рост разнообразия на верхнем уровне иерархической организации обеспечивается ограничением разнообразия на предыдущих уровнях. В слое Духа высшим уровнем управления являются ценности и жизненные смыслы, понять которые можно, но только синтезировав причинный, характерный для точных наук, и целевой, характерный для гуманитарной сферы, подходы.
Антропный принцип, целевой по своему происхождению, а потому чуждый духу физики, утверждает, что наша Вселенная создана для того, чтобы в ней появились мы. На основании этого принципа можно сказать, что человеку стал доступен факт и понимание законов эволюции, чтобы человечество этой эволюцией начало управлять, поднявшись, в пределе, до уровня Творца Мира. Будучи абсолютно утопичной, эта цель является этически оправданной, если будет ограничена пониманием того, что без морального совершенствования человек не то, что не достигнет мощи Творца, но будет немедленно уничтожен разбуженными человечеством и не управляемыми им силами.
Но в чем состоит моральное совершенствование? Как организовать уровень управления способный влиять на всех жителей планеты Земля?
Сегодня этот глобальный уровень контролируется Капиталом и без попыток обуздать Капитал все разговоры о воспитании универсальных ценностей ведут только к реальной гегемонии буржуазно-индивидуалистических ценностей.
Именно потому Глобализация вызывает такое раздражение и отторжение у многих людей, что ее сторонники считают торжество индивидуалистической буржуазной морали единственным хорошим "концом истории", а всех, кто с ними не согласен, клеймят как врагов человечества.
Надо отметить, что религиозные фундаменталисты, злобные эко-экстремисты, ненавидящие живых людей и прочие сторонники Финис Мунди прекрасно подыгрывают либералам, выдвигая в качестве альтернативы Капиталу свои бредовые проекты тотальной деградации через "очистительный огонь антропоцида".
Почему Капитал представляет собой опасность для человечества?
Дело в том, что Капитал представляет собой систему с положительной обратной связью, такие системы быстро достигают состояния неравновесия и исчерпания энергетического лимита внешней среды. Пока Капитал функционирует в рамках Центра Мир-системы, расширяя сферу эксплуатации, его динамика стабильна. Но как только достигается допустимый технологиями предел, наступает глобальный кризис, чреватый войнами. Новые технологии открывают новый, еще более неравновесный виток развития, пока вся система не входит в "режим с обострением", из которого есть три пути – разрушение, стагнация или метасистемный переход.
Проблема Капитала в том, что он не может долго стагнировать без саморазрушения, а новый технологический прорыв гарантирует только обострение глобальных противоречий, а не выход из них. Большинство политиков полностью отдают себе отчет в ситуации, но уверены, что "гром еще не грянул".
Назаретян констатирует: "... Не исключено, что разум, построенный на «естественном» субстрате, хотя и достигает грандиозной свободы за рамками биологических возможностей, всё же испытывает ограничения врождённых потребностно-аффективных программ. Он не способен далеко оторваться от функциональных потребностей и эмоций, регулярно нуждается в острых переживаниях, а значит, в потрясениях и конфликтах. Поэтому за пределами макрогрупповой идентичности стратегические мотивации размываются: нарушение смыслообразующих оснований активности рождает фрустрации, а в поиске таких оснований люди возвращаются к межгрупповым напряжениям".
Решение предлагается Назаретяном в виде замены обычного мозга измененным либо психотропными средствами, либо вшитыми чипами: "... решающей предпосылкой для смены стратегических смысловых координат и атрибуций может быть дальнейшее продвижение в направлении денатурализации носителя интеллекта с симбиотизацией его форм".
Такой апгрейт человека отрицает его природу и символизирует тупик нашего вида.
Археократия должна предложить более мягкую форму симбиоза человека с машинной формой Духа.
То, что этические нормы стабилизируют социум понять легко, гораздо трудней понять как они его стабилизируют. Назаретян пишет: "... Если людей, неукоснительно следующих требованиям коллективной нормы без внешнего пригляда, почти инстинктивно или из страха перед мистическими силами – грозным воплощением воли коллектива, – можно считать идеальными субъектами морали, то таковыми и являются палеолитические охотники-собиратели. С одной маленькой оговоркой: это мораль людоедов".
Получив технологии, превышающие по своей убийственной или разрушающей природу силе этический порог социума, люди разрушают его в ходе стремительного самоуничтожения.
Поэтому история выбраковывала те племена, города, государства и цивилизации, которые не смогли найти устойчивый баланс, как внутренний так и внешний. Направление агрессии на внешних врагов давало только временную разрядку, ибо уничтожив вокруг себя всех конкурентов или встретившись с более сильным противником, сверхагрессивный социум немедленно разваливался на враждующие части.
Выстраивание управленческих иерархий и усложнение подсистем требовало совсем другой этики, чем тотальное подчинение табу:
"... Гуманизация культурно-психологических регуляторов (морали, права, экономических отношений и т.д.) – это не мистический процесс и вместе с тем не произвол великих гуманистов прошлого, а накопление драматического опыта, связанного с прагматикой устойчивости системы".
Насилие представляет собой константу человеческого бытия, оно неустранимо и постоянно требует выхода. Наиболее простой и распространенный способ снижения уровня насилия - это замена его соревновательной игрой и другими конкурентными практиками. Человеческие жертвоприношения, дававшие разрядку страхам и раздражению, исторически заменяются публичными казнями преступников и театральными трагедиями.
Сегодня, заливающее экраны насилие, - это уже виртуальное насилие, даже если идет показ реальной, но далекой войны. Назаретян отмечает: "... Погружённый в пространство интенсивного виртуального насилия и пресыщенный им, наш современник ощущает собственное бытие «по эту сторону» экрана телевизоров и компьютеров как пребывание в рекреационной зоне – зоне ненасилия, образующейся обычно более или менее стихийно посреди бушующей войны подобно «оку тайфуна». Всё это служит важным фактором ограничения физического насилия и вместе с тем создаёт иллюзию его роста (типичный пример ретроспективной аберрации!)".
С точки зрения сохранения стабильности социума ему не нужны технологические новшества, но постоянные изменения во внешней среде и особенно лимит ресурсов порождают потребность в инновациях, усиливающих неравновесность системы. Рост неравновесности, снижающий энтропию внутри системы и увеличивающий энтропию вне системы, - это главный критерий эволюции. На каждом ее этапе происходит метасистемный переход, описанный Турчиным, как квант эволюции, смысл которого в создании нового уровня управления. Причем, как утверждает Назаретян, рост разнообразия на верхнем уровне иерархической организации обеспечивается ограничением разнообразия на предыдущих уровнях. В слое Духа высшим уровнем управления являются ценности и жизненные смыслы, понять которые можно, но только синтезировав причинный, характерный для точных наук, и целевой, характерный для гуманитарной сферы, подходы.
Антропный принцип, целевой по своему происхождению, а потому чуждый духу физики, утверждает, что наша Вселенная создана для того, чтобы в ней появились мы. На основании этого принципа можно сказать, что человеку стал доступен факт и понимание законов эволюции, чтобы человечество этой эволюцией начало управлять, поднявшись, в пределе, до уровня Творца Мира. Будучи абсолютно утопичной, эта цель является этически оправданной, если будет ограничена пониманием того, что без морального совершенствования человек не то, что не достигнет мощи Творца, но будет немедленно уничтожен разбуженными человечеством и не управляемыми им силами.
Но в чем состоит моральное совершенствование? Как организовать уровень управления способный влиять на всех жителей планеты Земля?
Сегодня этот глобальный уровень контролируется Капиталом и без попыток обуздать Капитал все разговоры о воспитании универсальных ценностей ведут только к реальной гегемонии буржуазно-индивидуалистических ценностей.
Именно потому Глобализация вызывает такое раздражение и отторжение у многих людей, что ее сторонники считают торжество индивидуалистической буржуазной морали единственным хорошим "концом истории", а всех, кто с ними не согласен, клеймят как врагов человечества.
Надо отметить, что религиозные фундаменталисты, злобные эко-экстремисты, ненавидящие живых людей и прочие сторонники Финис Мунди прекрасно подыгрывают либералам, выдвигая в качестве альтернативы Капиталу свои бредовые проекты тотальной деградации через "очистительный огонь антропоцида".
Почему Капитал представляет собой опасность для человечества?
Дело в том, что Капитал представляет собой систему с положительной обратной связью, такие системы быстро достигают состояния неравновесия и исчерпания энергетического лимита внешней среды. Пока Капитал функционирует в рамках Центра Мир-системы, расширяя сферу эксплуатации, его динамика стабильна. Но как только достигается допустимый технологиями предел, наступает глобальный кризис, чреватый войнами. Новые технологии открывают новый, еще более неравновесный виток развития, пока вся система не входит в "режим с обострением", из которого есть три пути – разрушение, стагнация или метасистемный переход.
Проблема Капитала в том, что он не может долго стагнировать без саморазрушения, а новый технологический прорыв гарантирует только обострение глобальных противоречий, а не выход из них. Большинство политиков полностью отдают себе отчет в ситуации, но уверены, что "гром еще не грянул".
Назаретян констатирует: "... Не исключено, что разум, построенный на «естественном» субстрате, хотя и достигает грандиозной свободы за рамками биологических возможностей, всё же испытывает ограничения врождённых потребностно-аффективных программ. Он не способен далеко оторваться от функциональных потребностей и эмоций, регулярно нуждается в острых переживаниях, а значит, в потрясениях и конфликтах. Поэтому за пределами макрогрупповой идентичности стратегические мотивации размываются: нарушение смыслообразующих оснований активности рождает фрустрации, а в поиске таких оснований люди возвращаются к межгрупповым напряжениям".
Решение предлагается Назаретяном в виде замены обычного мозга измененным либо психотропными средствами, либо вшитыми чипами: "... решающей предпосылкой для смены стратегических смысловых координат и атрибуций может быть дальнейшее продвижение в направлении денатурализации носителя интеллекта с симбиотизацией его форм".
Такой апгрейт человека отрицает его природу и символизирует тупик нашего вида.
Археократия должна предложить более мягкую форму симбиоза человека с машинной формой Духа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий