Замечательное, хотя и плохо переведенное исследование об итальянской революции 1968 г. Мало кто знает, что революция 1968 г - это не только французский Красный май, но и большое рабочее и студенческое движение в Италии. Вообще-то, события в Италии начались раньше французских, как минимум в 1967 г., и продолжались дольше, до второй половины 1970 гг. То движение, которое во Франции началось и закончилось одной мощной вспышкой в мае 1968 г (включая забастовку 14 миллионов рабочих), в Италии растянулось на несколько лет. На фабриках были созданы выборные от трудовых коллективов рабочие советы и нелегальные ячейки движения, называвшего себя операизмом ("рабочизмом"), тысячи студентов, вынужденных подрабатывать на фабриках, чтобы платить за учебу, вливались в него. Столкновения с активистами умеренных профсоюзов (им не нравился радикализм операистов) сменялись штурмами и захватами фабрик, сражениями с полицией и радикальными требованиями - от выравнивания оплаты всем работникам (этого добивались, например, на заводе ФИАТ), до захвата заводов и городов Италии рабочими организациями.
.
Среди активистов операизма - Сержо Болонья, один из крупнейших теоретиков последнего (на сегодняшний день) революционного рабочего движения в Европе. Уже хотя бы по этой причине заслуживает внимания его книга.
Прежде всего, из книги становится очевидна неоднородность операистского движения. Если сам Болонья был скорее сторонником прямой рабочей демократии на фабриках, то многие другие операисты говорили о создании ленинской партии и ради этой идеи стали больше ориентировать на политическую работу вне фабрики. Данное явление связано с исторической традицией, из которой вырастали идеи итальянских левых радикалов - традицией антифашистского сталинизма времен второй мировой войны. Непререкаемый авторитет партизан-сталинистов и сталинской армии не мог не наложить нехороший отпечаток на мышление этих людей даже там и тогда, где и когда они перерастали сталинизм и противопоставляли себя итальянской компартии (ИКП) - верной союзнице правящего класса страны. "Деды воевали" - формула левой автократии, что сегодня можно наблюдать даже среди части греческих анархистов (К-ВОКС). Это видно даже по книге Болонья, в которой обращает на себя внимание, например, сравнение бастионов рабочего движения со Сталинградом. Итальянский антиавторитарный операист Джанни Карацца, которого я имел удовольствие знать, сказал: "относись к операизму осторожно, они недалеко ушли от сталинизма". Хотя, может быть это и преувеличение.
.
Другой любопытный момент. Согласно операистской теории, капитализм реагирует на каждый виток классовой борьбы структурными и технологическими изменениями, обеспечивая научно-технический прогресс и, одновременно, ослабляя классового противника ("техническое наступление на класс"). Бизнес стремится разрушить связи, сложившие между работниками, изменяя структуру угнетенного класса ("классовый состав"). В 1970 гг итальянский бизнес стал разрушать революционные ядра, сложившиеся на крупной фабрике. С этой целью в Италии, а затем и в других регионах планеты, была организована масштабная децентрализация, когда большую фабрику (именно ее Болонья называет "рабочим Сталинградом") разбивали на множество мелких производств. "Цепочка бесконечных децентрализаций производства разрушает стойкость возраста и пола, географического положения, социального происхождения и т.д., и все это является весомым фактором в закреплении нового классового состава. Эта цепочка бесконечных децентрализаций - один из наиболее "прогрессивных" элементов капитализма сегодня; она является намного более сильным оружием, чем производственный конвейер".
.
И, наконец, работа Болонья интересна тем, что рассматривает политические последствия революционной вспышки 1960 гг. По его мнению они заключались в том, что левые и правые партии, участвовавшие в работе парламента, правительства и муниципалитетов, объединили усилия деля того, чтобы не допустить революционный взрыв, в случае которого они утратили бы всю власть и привилегии. Партии системы, включая левых, создали "стальной купол" над обществом, призванный увести работников от революционных идей и практик.
.
P.S.
Крот истории у Маркса – революция. Революция роет, подкапывает старый порядок вещей, революция - двигатель прогресса : "Но революция основательна. Она еще находится в путешествии через чистилище. Она выполняет свое дело методически. До 2 декабря 1851 г. она закончила половину своей подготовительной работы, теперь она заканчивает другую половину. (...) И когда революция закончит эту вторую половину своей предварительной работы, тогда Европа поднимется со своего места и скажет торжествуя: Ты хорошо роешь, старый крот!" ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта").
.
Книгу Сержо Болонья Племя Кротов можно прочесть тут: http://avtonom.org/sites/ default/files/store/ plemya_krotov.pdf
.
Среди активистов операизма - Сержо Болонья, один из крупнейших теоретиков последнего (на сегодняшний день) революционного рабочего движения в Европе. Уже хотя бы по этой причине заслуживает внимания его книга.
Прежде всего, из книги становится очевидна неоднородность операистского движения. Если сам Болонья был скорее сторонником прямой рабочей демократии на фабриках, то многие другие операисты говорили о создании ленинской партии и ради этой идеи стали больше ориентировать на политическую работу вне фабрики. Данное явление связано с исторической традицией, из которой вырастали идеи итальянских левых радикалов - традицией антифашистского сталинизма времен второй мировой войны. Непререкаемый авторитет партизан-сталинистов и сталинской армии не мог не наложить нехороший отпечаток на мышление этих людей даже там и тогда, где и когда они перерастали сталинизм и противопоставляли себя итальянской компартии (ИКП) - верной союзнице правящего класса страны. "Деды воевали" - формула левой автократии, что сегодня можно наблюдать даже среди части греческих анархистов (К-ВОКС). Это видно даже по книге Болонья, в которой обращает на себя внимание, например, сравнение бастионов рабочего движения со Сталинградом. Итальянский антиавторитарный операист Джанни Карацца, которого я имел удовольствие знать, сказал: "относись к операизму осторожно, они недалеко ушли от сталинизма". Хотя, может быть это и преувеличение.
.
Другой любопытный момент. Согласно операистской теории, капитализм реагирует на каждый виток классовой борьбы структурными и технологическими изменениями, обеспечивая научно-технический прогресс и, одновременно, ослабляя классового противника ("техническое наступление на класс"). Бизнес стремится разрушить связи, сложившие между работниками, изменяя структуру угнетенного класса ("классовый состав"). В 1970 гг итальянский бизнес стал разрушать революционные ядра, сложившиеся на крупной фабрике. С этой целью в Италии, а затем и в других регионах планеты, была организована масштабная децентрализация, когда большую фабрику (именно ее Болонья называет "рабочим Сталинградом") разбивали на множество мелких производств. "Цепочка бесконечных децентрализаций производства разрушает стойкость возраста и пола, географического положения, социального происхождения и т.д., и все это является весомым фактором в закреплении нового классового состава. Эта цепочка бесконечных децентрализаций - один из наиболее "прогрессивных" элементов капитализма сегодня; она является намного более сильным оружием, чем производственный конвейер".
.
И, наконец, работа Болонья интересна тем, что рассматривает политические последствия революционной вспышки 1960 гг. По его мнению они заключались в том, что левые и правые партии, участвовавшие в работе парламента, правительства и муниципалитетов, объединили усилия деля того, чтобы не допустить революционный взрыв, в случае которого они утратили бы всю власть и привилегии. Партии системы, включая левых, создали "стальной купол" над обществом, призванный увести работников от революционных идей и практик.
.
P.S.
Крот истории у Маркса – революция. Революция роет, подкапывает старый порядок вещей, революция - двигатель прогресса : "Но революция основательна. Она еще находится в путешествии через чистилище. Она выполняет свое дело методически. До 2 декабря 1851 г. она закончила половину своей подготовительной работы, теперь она заканчивает другую половину. (...) И когда революция закончит эту вторую половину своей предварительной работы, тогда Европа поднимется со своего места и скажет торжествуя: Ты хорошо роешь, старый крот!" ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта").
.
Книгу Сержо Болонья Племя Кротов можно прочесть тут: http://avtonom.org/sites/
Комментариев нет:
Отправить комментарий