30 марта 1971 года Леонид Брежнев провозгласил формирование новой исторической общности — советского народа. В этот день он выступил с отчетным докладом на XXIV съезде КПСС, в ходе которого и провозгласил существование нового народа.
Конечно, сам термин «советский народ» неоднократно использовался в советские времена и раньше, особенно часто в предвоенные годы и годы войны. Однако использовался он в другом контексте: как население страны, а не как наднациональный конструкт, объединяющий представителей всех национальностей страны. Ровно за десять лет до Брежнева попытку провозгласить существование советского народа как новой общности предпринимал его предшественник Никита Хрущев. И он тоже сделал это в докладе перед съездом КПСС. Однако тогда идеи Хрущева остались без внимания и в итоговое постановление съезда «советский народ» не попал. А в 1971 году идею Брежнева съезд подтвердил: в его итоговый протокол были внесены слова о том, что новая историческая общность сложилась в результате прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоёв, наций и народностей, населяющих территорию СССР. Языком советского народа провозглашался русский.
Действительно, раньше советские лидеры куда больше увлекались классовыми вопросами и внимания формированию принципиально новой сверхнации не оказывали. В ленинские времена, когда была написана самая первая конституция РСФСР 1918 года, были слишком сильны надежды на скорую мировую революцию, которая сотрет различия между государствами и нациями, уничтожит все эксплуататорские классы и во всем мире будут жить только рабочие и крестьяне. Более того, Ленин серьезно увлекался тезисом об отмирании государства вместе с приходом коммунизма, и эти тезисы были внесены в две конституции — 1918 и 1925 года, где говорилось:
«Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».
Тем не менее жизнь внесла свои коррективы: ни мировой революции, ни отмирания государства не получилось, скорее, наоборот — тотальное огосударствление всего. Однако даже сталинская конституция наглядно показывает, что сознание советских руководителей все еще было сугубо классовым и о нациях оно не помышляло — в конституции 1936 года СССР также назван государством рабочих и крестьян. Получалась абсурдная ситуация: в Германии жили немцы, в Англии англичане, а в СССР — рабочие и крестьяне.
Так почему же выступление Брежнева является важной вехой? Ну сказал про новую историческую общность, да и ладно. Но он не просто сказал — пропагандистская машина начала работать над сверхнациональной конструкцией. В брежневскую конституцию 1977 года впервые за всю советскую историю был внесен пункт о создании новой исторической общности. В преамбуле документа указывалось:
«В СССР построено развитое социалистическое общество. Это — общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ».
Вместе с тем неустанно подчеркивалось, что советский народ — не нация в привычном понимании этого слова, а своеобразный «союз племен» — добровольное объединение различных наций и национальностей, связанных общим марксистско-ленинским мировоззрением.
Просуществовал советский народ около 20 лет. А если считать многочисленные выступления националистов в союзных республиках, с которых и начались процессы распада, то и вовсе не более полутора десятков лет. Как это обычно и бывало, в основном утюжили мозги пропагандой советского народа в РСФСР, что привело к тому, что этот термин укоренился исключительно там (попробуйте найти таджика или, допустим, латыша, который сам себя будет идентифицировать с советским народом). С распадом СССР на смену одному идеологическому клише пришло другое: вместо советского народа появились россияне, окруженные многочисленными национальными государствами казахов, грузин, украинцев, латышей и других народов, не воспринявших себя в качестве новой исторической общности.
Конечно, сам термин «советский народ» неоднократно использовался в советские времена и раньше, особенно часто в предвоенные годы и годы войны. Однако использовался он в другом контексте: как население страны, а не как наднациональный конструкт, объединяющий представителей всех национальностей страны. Ровно за десять лет до Брежнева попытку провозгласить существование советского народа как новой общности предпринимал его предшественник Никита Хрущев. И он тоже сделал это в докладе перед съездом КПСС. Однако тогда идеи Хрущева остались без внимания и в итоговое постановление съезда «советский народ» не попал. А в 1971 году идею Брежнева съезд подтвердил: в его итоговый протокол были внесены слова о том, что новая историческая общность сложилась в результате прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоёв, наций и народностей, населяющих территорию СССР. Языком советского народа провозглашался русский.
Действительно, раньше советские лидеры куда больше увлекались классовыми вопросами и внимания формированию принципиально новой сверхнации не оказывали. В ленинские времена, когда была написана самая первая конституция РСФСР 1918 года, были слишком сильны надежды на скорую мировую революцию, которая сотрет различия между государствами и нациями, уничтожит все эксплуататорские классы и во всем мире будут жить только рабочие и крестьяне. Более того, Ленин серьезно увлекался тезисом об отмирании государства вместе с приходом коммунизма, и эти тезисы были внесены в две конституции — 1918 и 1925 года, где говорилось:
«Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».
Тем не менее жизнь внесла свои коррективы: ни мировой революции, ни отмирания государства не получилось, скорее, наоборот — тотальное огосударствление всего. Однако даже сталинская конституция наглядно показывает, что сознание советских руководителей все еще было сугубо классовым и о нациях оно не помышляло — в конституции 1936 года СССР также назван государством рабочих и крестьян. Получалась абсурдная ситуация: в Германии жили немцы, в Англии англичане, а в СССР — рабочие и крестьяне.
Так почему же выступление Брежнева является важной вехой? Ну сказал про новую историческую общность, да и ладно. Но он не просто сказал — пропагандистская машина начала работать над сверхнациональной конструкцией. В брежневскую конституцию 1977 года впервые за всю советскую историю был внесен пункт о создании новой исторической общности. В преамбуле документа указывалось:
«В СССР построено развитое социалистическое общество. Это — общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ».
Вместе с тем неустанно подчеркивалось, что советский народ — не нация в привычном понимании этого слова, а своеобразный «союз племен» — добровольное объединение различных наций и национальностей, связанных общим марксистско-ленинским мировоззрением.
Просуществовал советский народ около 20 лет. А если считать многочисленные выступления националистов в союзных республиках, с которых и начались процессы распада, то и вовсе не более полутора десятков лет. Как это обычно и бывало, в основном утюжили мозги пропагандой советского народа в РСФСР, что привело к тому, что этот термин укоренился исключительно там (попробуйте найти таджика или, допустим, латыша, который сам себя будет идентифицировать с советским народом). С распадом СССР на смену одному идеологическому клише пришло другое: вместо советского народа появились россияне, окруженные многочисленными национальными государствами казахов, грузин, украинцев, латышей и других народов, не воспринявших себя в качестве новой исторической общности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий