1 июля 1921 года возникла компартия Китая. Хочется отметить что на сегодняшний день это самая жизнеспособная партия в мире. Сейчас насчитывает более 88 миллионов членов. В 89-м году она не задумываясь раздавила китайский майдан и похоже сделала.Если бы в 91-м в Москве пошли бы по китайскому сценарию, нам сейчас не было бы стыдно за свою страну.
Образование КПК
КПК (коммунистическая партия Китая) возникла в 1921 году в иных условиях, чем буржуазная партия Гоминьдан. Она возникла после китайской Синьхайской революции (1911 – 1913 годы), после Октябрьской революции 1917 года в России, на территории самого Китая.
Первые сведения о марксизме проникли в Китай в самом конце XIX века. Первое упоминание о К. Марксе появилось в китайской прессе в феврале 1899 года в журнале «Ваньго гунбао» («Международное обозрение»). В мае того же года шанхайское издательство «Гуан Сгоэхуи» («Общество славы») издало всю работу Б. Кидда «Социальная эволюция», в которой упоминался и Ф. Энгельс.
Интерес к марксизму в Китае закономерно усилился после русской Октябрьской революции 1917 года. Коминтерн (создан в 1919 году) поддерживал политическую активность китайских марксистов. В апреле 1920 года группа приморских коммунистов во главе с Г.Н. Войтинским по заданию Коминтерна направилась в Китай. Г.В. Войтинский провел до этого несколько лет в США, он свободно говорил по-английски, что в то время сильно помогало в отношениях с китайцами. Помимо этого, он являлся отличным конспиратором-подпольщиком. Г.В. Войтинский как революционер-практик, готовый в случае надобности пожертвовать собой ради идеи, оказал огромную помощь в организационном оформлении КПК. По инициативе его группы и при ее помощи стали открываться первые марксистские кружки. В июле первый кружок был организован в Шанхае, руководителем которого стал Чэнь Дусю. В Чанша возник кружок под руководством Мао Цзэдуна. Были созданы и другие кружки. Их деятельностью руководил журнал «Синь циннянь» (первый номер вышел осенью 1920 года). Этот журнал при финансовой поддержке Коминтерна стал первым политическим органом коммунистического движения в Китае.
С 7 ноября 1920 года начал выходить ежемесячник «Гунчаньдан» («Компартия»). В ноябре того же года в Китае был издан перевод двух известных работ марксизма: «Манифеста Коммунистической партии» и «Развития социализма от утопии к науке».
Участники кружков пропагандировали в Китае марксистское учение. Некоторые из них выступали на страницах печати с критикой анархизма. Китайские анархисты (как и другие) отвергали марксистское учение. Часть китайских марксистов пыталась (например, Ли Дачжао) соединить взгляды А.М. Кропоткина о взаимопомощи как движущей силе исторического прогресса с марксистским учением о классовой борьбе. Анархическое движение в Китае было менее популярно, чем марксизм.
Самым организованным марксистским кружком был шанхайский кружок. Его члены создали внутри него временный ЦК (центральный комитет), помогали работе некоторых легальных организаций. Легальные организации в Китае (Китайско-русское информационное агентство, Общество изучения России и ряд других) дополняли влияние марксистских журналов в 1920 году. Шанхайский кружок выдвинул идею созыва I съезда КПК (Шанхай, с 23 июля по 5 августа 1921 года).
Большинство участников I съезда КПК (на нем присутствовало 12 делегатов от семи кружков, насчитывавших в своих рядах 53 человека) во главе с Чан Готао выступали за создание партии большевистского типа. Эту точку зрения поддержали представители Коминтерна Г. Маринг и В.А. Никольский. Советские представители принимали активное участие в организации и проведении съезда. Съезд состоялся, несмотря на нежелание созывать его и неприсутствие на нем Чэнь Дусю и других китайских марксистов, которые считали, что еще не настало время для образования КПК.
II cъезд КПК (июль 1922 года) принял решение о вступлении партии в Коминтерн. Коминтерн на своем IV Конгрессе (ноябрь – декабрь 1922 года) официально принял КПК в свой состав в качестве китайской секции. Китайский коммунизм стал составной частью мирового коммунистического движения.
Все коммунистические партии, не стоявшие у руля своего государства, придерживались одних взглядов. Китайские последователи коммунизма в начале 20-х годов сходились на том, что целью их движения является подготовка собственной пролетарской революции. Еще до создания партии многие китайские марксисты утверждали, что идеи социализма (коммунизма) вполне осуществимы в Китае, несмотря на его экономическую, политическую и культурную отсталость. Для них социалистическое учение являлось наиболее эффективным средством разрешения накопившихся в стране проблем. Буржуазный строй, по их мнению, «не даст возможности покончить с отсталостью в стране» вследствие того, что развитие капитализма всегда влечет за собой обогащение небольшой группы людей и обнищание большинства народа.
Китайские коммунисты акцентировали внимание на том, что движение к социализму является общемировой тенденцией социально-политического развития на фоне кризиса капитализма. Некоторые из них сознавали, что в Китае еще не созрели условия для социализма. Например, Ли Дачжао признавал важность внутреннего фактора при переходе к социализму. Но он подчеркивал, что рассмотрение этого вопроса не должно ограничиваться национальными рамками, так как Китай уже стал частью мировой экономики.
Китайские коммунисты обращали внимание на международный фактор. Пролетарская революция рассматривалась ими и как антиимпериалистическая, цель которой свержение засилья в Китае иностранного капитала. Капиталистические державы не допустят свободного развития страны, поэтому Китаю нужно найти союзника на международной арене. А он есть в лице Советской России. Возьмем, например, Манифест КПК, принятый на ее II съезде. В послевоенном мире, указывали китайские коммунисты, образовался лагерь пролетарских и национальных революций, который вступил в борьбу с лагерем капиталистических держав. В эту борьбу вовлечен и Китай на стороне лагеря пролетарских и национальных революций.
Члены КПК мировую революцию и само существование своей партии связывали с Москвой. Поэтому партия не упускала из виду сложного внешнеполитического положения Советской России. Журнал КПК «Сяндао» (начал выходить с сентября 1922 года) распространял среди китайского народа идею о необходимости установления советско-китайских отношений. Китайские коммунисты широко использовали и буржуазную печать для пропаганды союза с Москвой.
Образование КПК
КПК (коммунистическая партия Китая) возникла в 1921 году в иных условиях, чем буржуазная партия Гоминьдан. Она возникла после китайской Синьхайской революции (1911 – 1913 годы), после Октябрьской революции 1917 года в России, на территории самого Китая.
Первые сведения о марксизме проникли в Китай в самом конце XIX века. Первое упоминание о К. Марксе появилось в китайской прессе в феврале 1899 года в журнале «Ваньго гунбао» («Международное обозрение»). В мае того же года шанхайское издательство «Гуан Сгоэхуи» («Общество славы») издало всю работу Б. Кидда «Социальная эволюция», в которой упоминался и Ф. Энгельс.
Интерес к марксизму в Китае закономерно усилился после русской Октябрьской революции 1917 года. Коминтерн (создан в 1919 году) поддерживал политическую активность китайских марксистов. В апреле 1920 года группа приморских коммунистов во главе с Г.Н. Войтинским по заданию Коминтерна направилась в Китай. Г.В. Войтинский провел до этого несколько лет в США, он свободно говорил по-английски, что в то время сильно помогало в отношениях с китайцами. Помимо этого, он являлся отличным конспиратором-подпольщиком. Г.В. Войтинский как революционер-практик, готовый в случае надобности пожертвовать собой ради идеи, оказал огромную помощь в организационном оформлении КПК. По инициативе его группы и при ее помощи стали открываться первые марксистские кружки. В июле первый кружок был организован в Шанхае, руководителем которого стал Чэнь Дусю. В Чанша возник кружок под руководством Мао Цзэдуна. Были созданы и другие кружки. Их деятельностью руководил журнал «Синь циннянь» (первый номер вышел осенью 1920 года). Этот журнал при финансовой поддержке Коминтерна стал первым политическим органом коммунистического движения в Китае.
С 7 ноября 1920 года начал выходить ежемесячник «Гунчаньдан» («Компартия»). В ноябре того же года в Китае был издан перевод двух известных работ марксизма: «Манифеста Коммунистической партии» и «Развития социализма от утопии к науке».
Участники кружков пропагандировали в Китае марксистское учение. Некоторые из них выступали на страницах печати с критикой анархизма. Китайские анархисты (как и другие) отвергали марксистское учение. Часть китайских марксистов пыталась (например, Ли Дачжао) соединить взгляды А.М. Кропоткина о взаимопомощи как движущей силе исторического прогресса с марксистским учением о классовой борьбе. Анархическое движение в Китае было менее популярно, чем марксизм.
Самым организованным марксистским кружком был шанхайский кружок. Его члены создали внутри него временный ЦК (центральный комитет), помогали работе некоторых легальных организаций. Легальные организации в Китае (Китайско-русское информационное агентство, Общество изучения России и ряд других) дополняли влияние марксистских журналов в 1920 году. Шанхайский кружок выдвинул идею созыва I съезда КПК (Шанхай, с 23 июля по 5 августа 1921 года).
Большинство участников I съезда КПК (на нем присутствовало 12 делегатов от семи кружков, насчитывавших в своих рядах 53 человека) во главе с Чан Готао выступали за создание партии большевистского типа. Эту точку зрения поддержали представители Коминтерна Г. Маринг и В.А. Никольский. Советские представители принимали активное участие в организации и проведении съезда. Съезд состоялся, несмотря на нежелание созывать его и неприсутствие на нем Чэнь Дусю и других китайских марксистов, которые считали, что еще не настало время для образования КПК.
II cъезд КПК (июль 1922 года) принял решение о вступлении партии в Коминтерн. Коминтерн на своем IV Конгрессе (ноябрь – декабрь 1922 года) официально принял КПК в свой состав в качестве китайской секции. Китайский коммунизм стал составной частью мирового коммунистического движения.
Все коммунистические партии, не стоявшие у руля своего государства, придерживались одних взглядов. Китайские последователи коммунизма в начале 20-х годов сходились на том, что целью их движения является подготовка собственной пролетарской революции. Еще до создания партии многие китайские марксисты утверждали, что идеи социализма (коммунизма) вполне осуществимы в Китае, несмотря на его экономическую, политическую и культурную отсталость. Для них социалистическое учение являлось наиболее эффективным средством разрешения накопившихся в стране проблем. Буржуазный строй, по их мнению, «не даст возможности покончить с отсталостью в стране» вследствие того, что развитие капитализма всегда влечет за собой обогащение небольшой группы людей и обнищание большинства народа.
Китайские коммунисты акцентировали внимание на том, что движение к социализму является общемировой тенденцией социально-политического развития на фоне кризиса капитализма. Некоторые из них сознавали, что в Китае еще не созрели условия для социализма. Например, Ли Дачжао признавал важность внутреннего фактора при переходе к социализму. Но он подчеркивал, что рассмотрение этого вопроса не должно ограничиваться национальными рамками, так как Китай уже стал частью мировой экономики.
Китайские коммунисты обращали внимание на международный фактор. Пролетарская революция рассматривалась ими и как антиимпериалистическая, цель которой свержение засилья в Китае иностранного капитала. Капиталистические державы не допустят свободного развития страны, поэтому Китаю нужно найти союзника на международной арене. А он есть в лице Советской России. Возьмем, например, Манифест КПК, принятый на ее II съезде. В послевоенном мире, указывали китайские коммунисты, образовался лагерь пролетарских и национальных революций, который вступил в борьбу с лагерем капиталистических держав. В эту борьбу вовлечен и Китай на стороне лагеря пролетарских и национальных революций.
Члены КПК мировую революцию и само существование своей партии связывали с Москвой. Поэтому партия не упускала из виду сложного внешнеполитического положения Советской России. Журнал КПК «Сяндао» (начал выходить с сентября 1922 года) распространял среди китайского народа идею о необходимости установления советско-китайских отношений. Китайские коммунисты широко использовали и буржуазную печать для пропаганды союза с Москвой.
А нам и сейчас не стыдно за свою историю. А вам стало быть стыд и позор?
ОтветитьУдалитьЭто вы китайцам?
Удалить