"ПРИДЁТ ДЕНЬ, КОГДА НАШЕ МОЛЧАНИЕ ОКАЖЕТСЯ МОЩНЕЕ ВАШИХ КРИКОВ!.."
Ровно 132 года минуло, - с 1 мая 1886 года, когда чикагские рабочие организовали массовую забастовку с требованием восьмичасового рабочего дня. Условия труда тогда были достаточно тяжелыми: низкая заработная плата, продолжительность рабочего дня в 12—15 часов, использование детского труда, отсутствие социальных гарантий. В забастовке участвовало 350 тысяч американских рабочих, в том числе в Нью-Йорке 10 000, в Детройте 11 000, центром сопротивления стал Чикаго, в котором в забастовке участвовало около 40 тысяч рабочих.
После первомайской забастовки на одном из заводов Чикаго были уволены 1,5 тысячи рабочих. Возмущённые рабочие объявили ещё одну забастовку. Через два дня на завод прибыли штрейкбрехеры. Их встретили митингом у проходной, но полиция разогнала его, используя оружие. Четыре человека были убиты, десятки ранены.
Возмущённые актом полицейского насилия, местные анархисты напечатали и распространили листовки, призывающие на митинг на площади Хеймаркет-сквер, которая на тот момент была большим торговым центром. Вечером 4 мая на Хеймаркет-сквер на митинг против террора полиции собралась огромная толпа, в том числе женщины и дети. Около 10 часов пошёл проливной дождь, люди начали расходиться. Толпа была настолько спокойна, что подошедший посмотреть на митинг мэр Чикаго спокойно ушёл домой. Сразу после ухода мэра на площадь вступил отряд полиции, потребовавший очистить её. Выступавший в это время анархист Филден успел лишь сказать, что это мирный митинг, и тут человек из толпы, как предполагается, провокатор, бросил бомбу, которая унесла жизнь одного полицейского. Служители закона стали стрелять в толпу: несколько десятков человек было убито и ранено. От «дружественного огня» пострадало и много полицейских — полицейские при стрельбе в темноте попадали друг в друга.
На следующий день власти разгромили рабочие клубы, арестовали и подвергли пыткам сотни «подозрительных», заставляя доносить друг на друга. В результате этой карательной операции под суд попали восемь анархистов: Август Спис, Альберт Парсонс, Адольф Фишер , Джордж Энгел, Луис Лингг, Михаэль Шваб, Самуэль Филден и Оскар Неебе. На самом деле никого из них, кроме Филдена, на митинге не было, поэтому после того, как главный свидетель признался в оговоре, при повторном слушании, когда троим из них смертную казнь заменили каторгой, их обвинили не в организации взрыва, а в убийстве: присяжные посчитали, что неизвестный террорист действовал под впечатлением их речей.
11 ноября 1887 четверых анархистов повесили, один (Лингг) покончил с собой в предыдущий день. На казнь их вывели в белых робах, они пели «Марсельезу», гимн международного рабочего движения. Членов семей приговорённых к казни, попытавшихся подойти посмотреть в последний раз на своих родственников, арестовала полиция. Перед казнью один из приговорённых к повешению, Август Спис, крикнул:
- Придёт день, когда наше молчание окажется мощнее ваших криков!
Алена Агеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий