Второй конгресс Коминтерна. 19 июля 1920 года, Петроград, у дворца Урицкого (ныне Таврический дворец). Фото Карла Буллы
Однако поста на эту тему он так и не сделал, видно, передумал. А тема любопытная. Так что, выждав приличествующую паузу, напишу об этом сам. ( Свернуть )
К сожалению, не все имена запечатлённых на фотографии известны. За Владимиром Лениным стоит Максим Горький. Справа от Горького — Григорий Зиновьев. Первый слева — И. Г. Чаплин, второй — Лев Карахан, третий — Карл Радек, пятый — Николай Бухарин, седьмой — Михаил Лашевич, восьмой — сын Горького Максим Пешков, далее — С.С. Зорин. В центре — Мария Ильинична Ульянова, рядом с ней — бородач Николо Бомбаччи, затем — Е.П. Первухин, [А.Х.] Митрофанов, [И.А.] Терехов, А.Я. Беленький, Н.М. Анцелович.
Можно коротко пройтись по фамилиям и биографиям изображённых людей:
Ленин — умер в 1924-м;
Мария Ильинична Ульянова — умерла в 1937-м;
А. Х. Митрофанов — умер в 1941-м;
Н. М. Анцелович — умер в 1952-м;
Евгений Порфирьевич Первухин умер в 1941-м (причину выяснить не удалось).
На этом кончина от естественных причин заканчиваются, начинаются смертные случаи.
Лашевич — в 1928 то ли погиб, то ли покончил с собой;
Горький и Максим Пешков — по официальной версии конца 30-х годов, пали жертвами покушений в 1936 и 1934-м, но позднее это оспаривалось;
Зиновьев — расстрелян в 1936 году;
Зорин и Карахан — расстреляны в 1937-м;
Бухарин — расстрелян в 1938-м;
Радек — убит в тюрьме в 1939-м;
Беленький — расстрелян в 1941-м;
И. Г. Чаплин — если это тот самый И.Г. Чаплин, расстрелян немцами как командир красных партизан в 1942-м;
Бомбаччи — расстрелян итальянскими антифашистами как соратник Муссолини в 1945-м и повешен вместе с ним за ноги.
Что ж, ничуть не странно, что у антикоммуниста фото рождает стандартный злорадный комментарий: "Ага, вот видите, до чего эти трамваи революции доводят! (с) Не хотите стоять у стеночки? Тогда сидите на попе ровно, любите Бога, чтите богопоставленное начальство, и будет вам щастье".
А что скажет на это фото революционер? Он скажет: а ведь до XIX века включительно вожди революций и восстаний крайне редко умирали своей смертью. Спартак, Уот Тайлер, Разин, Пугачёв... Правда, все они проиграли. Но даже когда революция побеждала: Робеспьер, Дантон, Бриссо, Верньо не дадут соврать — всем им отрубили головы, Марата зарезали, Петиона съели волки, Кондорсе и Ромм покончили с собой... И лишь в ХХ веке революционеры научились доживать до собственной смерти. Ленин, Мао, Хо Ши Мин, Тито, Ходжа, Кастро... все революционеры №1 в своих странах в течение столетия умерли в своих постелях и от естественных причин! Да и после смерти их, как правило, не вздёргивали на виселицу, как Кромвеля, и не сбрасывали останки из Пантеона в канализацию, как Марата. Что же получается? Что в XX веке профессия революционера впервые в истории стала, пожалуй, не столь смертоносной для тех, кто её для себя избрал, и менее рискованной, чем в прошлые века.
Причём, если брать революции XX века, то от одной к другой процент революционеров, сложивших затем свои головы от рук бывших товарищей, неуклонно снижался. В Китае их было меньше, чем в России, на Кубе ещё меньше... Вероятно, тут даже имеет место определённый исторический закон: чем шире дорогу в мире пробивает себе новое (а это новое — социализм), чем шире русло — тем спокойнее течение. Так что актуальность стандартной страшилки всех антиреволюционеров, пожалуй, снижается. А уж выводы из этого пусть каждый делает самостоятельно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий