В эпоху позднего империализма события, связанные с его противоречиями, необходимо приобретают черты, будто бы воспроизводящие в миниатюре историю более чем столетней давности. Что не делает их менее трагическими. А перед открывающимися возможностями мировой, финальной катастрофы - без внятной альтернативы социалистической революции – объективно более страшными. Столкновения на задворках Европы – даже вопреки воле его главных участников – могут с легкостью, по случаю оказаться прологом последней мировой бойни. Конечно, Армения и Азербайджан – это не Российская и Австро-Венгерская империи, но стоящие за ними силы – а это прежде всего империалистические Россия и Турция – обладают гораздо большим разрушительным потенциалом, чем их предшественники начала 20-го века. Можно смеяться над шовинистическими и одновременно лицемерно-миролюбивыми фразами Пашиняна и Алиева, но разве официальные бредни РИ про освобождения Царьграда выглядят менее комичными? Между тем цена 1-й Мировой войны – это 10 мл. прямых человеческих жертв.
Тем более актуальным для нас является учение В.И. Ленина, его статьи, написанные с принципиальных позиций коммунистической теории по отношению к империалистической фазе развития капиталистической формации, перманентно от империалистического мира переходящей к империалистической войне.
Согласно Ленину: «Империализм есть высшая ступень развития капитализма, достигнутая лишь в 20-м веке./… /Из освободителя наций, каким капитализм был в борьбе с феодализмом, империалистический капитализм стал величайшим угнетателем наций. Капитализм из прогрессивного стал реакционным, он развил производительные силы настолько, что человечеству предстоит либо перейти к социализму, либо годами и даже десятилетиями переживать борьбу «великих» держав за искусственное сохранение колоний, монополий, привилегий и национальных угнетений всякого рода». Из данного определения следует и революционное пораженчество Ленина: «Революционный класс в реакционной войне не может не желать поражения своего правительства, не может не видеть связи его военных неудач с облегчением низвержения его. Только буржуа… /…/находит «смешной» или «нелепой» идею о том, чтобы социалисты всех воюющих стран выступили с пожеланием поражения всем «своим» правительствам», при том что «борьба за социалистическую интернациональную революцию против империализма невозможна без признания права наций на самоопределение». Соответственно Ленин указывает и на то, что «Наша «программа мира» требует, чтобы главный пункт демократии в этом вопросе – отрицание аннексий – применялся на деле, а не на словах, служил интернационалистской пропаганде, а не национальному лицемерию».
Насколько ленинские суждения принципиально верно определяют нынешнюю ситуацию начала империалистической войны в Закавказье понять нетрудно: несамостоятельность Армении и Азербайджана наилучшим образом демонстрируется их апелляциями к союзникам (России и Турции), которые и являются главными сторонами этого конфликта; в любое время армяно-азербайджанский конфликт может перерасти в мировую войну; никакой твердый мир в рамках империалистической системы невозможен, в частности и для Армении и Азербайджана; разрешения конфликта между империалистическими блоками возможно только на почве социалистической революции, мира без аннексий и контрибуций и с правом народов на самоопределение; долг любого коммуниста состоит в требовании поражения своей «родины» в этой прелюдии к мировой бойне; всевозможная аргументация за ту или иную сторону в этой войне является шовинистической пропагандой и выводит ее адептов за пределы не просто ленинизма, но и сколько-нибудь цивилизованного мировоззрения.
Войне и шовинистической истерии должно быть противопоставлено учение Ленина, на основе которого были разрешены противоречия 1-й империалистической бойни на территории бывшей РИ. Социал-шовинистам и прочим племенным радетелям должно быть отказано не только в праве называться коммунистами, но и в самом человеческом отношении к ним. В 21-м веке подобное скотское мировоззрение никак не может связываться с человеком в обязывающем смысле слова. Империализм себя пережил, нам надо попытаться пережить его, не утратив человеческого достоинства и облика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий