"... После разрыва вырисовывались ближайшие перспективы Махновщины: самооборончество, безнадежное блуждание по местам, где можно было хоть немного отдохнуть. Не могло быть уже динамики движения Махновщины, ибо не было определенной цели, борьба за осуществление которой могла бы дать реальные результаты, в особенности при такой усталости всех слоев населения. Оставалась голая идея. Вот с таким-то наличием духовного и материального багажа пришлось перейти к самооборончеству и к террору.Я ушел из армии, ибо делать нечего было. Но одно я могу констатировать, что при известных условиях Махновщина уничтожила б навсегда петлюровщину и ликвидировала бы чаяния кулачества на Украине, подняла б на должную высоту революционное состояние крестьян, а главное — могла б оказать неоценимую услугу революции в смысле охранения крестьян и рабочих от всяких нападений отечественной и международной буржуазии. Все это могло стать реальным фактом, если б советское государство не способствовало вырождению Махновщины в том виде, в каком вынуждены многие принимать в настоящее время.
Я отношусь к Махновщине объективно, я за ней не признаю ничего больше, кроме пролетарского и люмпен-пролетарского содержания. И в том-то и вся трагедия Махновщины, что, будучи вынуждены бороться с Красной армией, она некоторым образом играла на руки международной буржуазии. Но придет час, когда Махновщина все же обрушит весь свой гнев все же на голову международной буржуазии. И, возможно, что он тогда снова протянет руку Красной Армии.
Так закончил анархист Г.Гордеев свой краткий анализ махновского движения.
С подлинным верно. Прошу по ознакомлению передать т. Эйдеману как
исторический материал.
Начразведупр Б.Северный.
21/IX-21 г."
Инициал, ошибочный. Судя по всему, автором был Илья Гордеев, он же Исаак (Александр Ярославович) Тепер (Теппер) (1901-1938), видный анархист и махновец. В 1924 издал в Харькове "разоблачительную" книжку "Махно. От “единого” анархизма к стопам румынского короля". В том же году принят на службу в ГПУ УССР и стал кандидатом в члены КП(б)У. В итоге в партию его так и не приняли: он присоединился к троцкистам, устроил подпольную типографию "Всеукраинского троцкистского центра" и с 1929 постоянно был в лагерях и ссылках. Расстрелян.
Комментариев нет:
Отправить комментарий