17 октября 1961 года открылся 22 съезд Коммунистической партии. На нем отцу предстояло доложить о программе построения коммунизма, общества всеобщего изобилия, рая на земле, где все получат по потребностям, а работать станут по ими самими определяемым возможностям. Коммунизм, как и рай, представлялся каждому по-своему, и весьма расплывчато, но пожить в нем хотелось всем. Исполнением этой программы КПСС своё предназначение, по всей видимости, исчерпывала, ибо о необходимости партии в посткоммунистическом обществе основоположники не упоминали.
Первая программа РСДРП звала к революции. В 1917 году революция победила, и большевики приняли вторую программу - строительства социализма. К концу 1930-х её выполнили, социализм, в том виде, как его понимали они сами, в основном построили. В 1939 году на 18 съезде партии Сталин заговорил о новой, третьей программе партии, определявшей путь к коммунизму. Создали комиссию во главе с ним самим. Но тут грянула война, стало не до коммунизма. Сразу после победы, в 1946 году, комиссия по подготовке построения коммунизма возобновила работу под руководством Андрея Жданова. Одновременно Госплан верстал план развития экономики до 1965 года, решавший «практическую задачу преобразования социализма в коммунизм». К 1948 году комиссия кое-что наработала, на строительство коммунизма отводилось 20 лет. Его пришествие наметили на 1965 год.
Однако «прославиться» Жданову не довелось, помешала холодная война, все средства бросили на разработку атомной бомбы. Затем Сталин увлёкся борьбой с «безродным космополитизмом», и ему вновь стало не до коммунизма. В 1949 году испытали атомную бомбу и на 19 съезде партии вернулись к перспективам построения коммунизма. Снова создали комиссию, но она так и не приступила к работе. Сталин вскоре умер, и строительство коммунизма отложили до 20 съезда партии, а тот постановил «подготовить новую программу партии» в 21 съезду. Снова создали комиссию, теперь её возглавил отец, раздали задания академикам, но серьёзно за работу не принялись. В верхах разгорелись споры. Отец и Молотов не только на будущее, но и на настоящее смотрели уж очень по-разному. Молотов считал, что сооружена только основа, фундамент социализма, отец утверждал, что социализм подведен под крышу, в основном построен.
Академики смогли сориентироваться только в 1957 году, после ухода со сцены «антипартийной группы» молотовцев. Станислав Струмилин и Евгений Варга, в те годы непререкаемые авторитеты в области экономики, в 1958 году выработали два основополагающих документа: «Общий курс капитализма» и «На путях построения коммунизма». В них они предрекали наступление коммунизма через 10-15 лет, к 1964 году обещали обогнать США по общему объёму промышленного выпуска, а к 1971 году и на душу населения. Эту программу авторы предлагали утвердить на 21 съезде КПСС.
Прочитав труды академиков, отец остался неудовлетворённым: с одной стороны, конкретные сроки, а с другой - полная неопределённость, что к этим срокам следует сделать. Он предложил просчитать, что и сколько получит к моменту построения коммунизма каждый советский гражданин.
25 июля 1959 года Президиум ЦК КПСС расставил акценты: теорией займутся академики, практические подсчёты должны предоставить Госплан и Госэкономкомиссия. Госплан предлагал записать на 1961-1980 годы ежегодный прирост промышленности 9,4% (в 4 раза за весь период). Сельское хозяйство предполагалось приращивать в год на 5,7-6,5%, к 1980 году увеличить производство зерна, мяса, молока в 3,5 раза, а производительность труда повысить в 2,5 раза. При этом перераспределялись приоритеты, резкий крен делался в сторону увеличения производства предметов потребления (группы «Б»). К 1980 году она возрастала в 13 раз, тогда как группа «А», тяжёлая промышленность, - всего в 6 раз. Госэкономсовет предлагал ориентироваться на более высокие годовые приросты.
Госплан и Госэкономсовет экстраполировали прошлое в будущее. Они предполагали, что американская промышленность будет расти на 2,5-3%, а сельское хозяйство на 1,7-2% ежегодно. При этом Госплан исходил из того, что в 1960 году промышленная продукция СССР достигала 60% от американской, а сельскохозяйственная - 80%. По данным ЦРУ, в 1987 году ВНП СССР составлял 55% от ВНП США. В свою очередь экономист Игорь Бирман утверждал, что этот показатель не превышал 25%. Кстати, прогноз ЦРУ, составленный в конце 1950-х годов, говорил о том, что СССР постепенно обгонит США по ВНП.
Но при чём тут коммунизм? В 1961 году коммунизм для всех, в том числе для отца, означал зажиточную жизнь. Жизнь лучше, чем у кого-либо в мире, в первую очередь лучше, чем в Америке, которая, следуя этой странной логике, уже тогда жила в коммунизме. Но я, кажется, зашёл слишком далеко.
Вернусь к Программе. Каким же всем нам, в том числе и отцу, представлялся коммунизм? В первую очередь - всеобщий достаток и равенство. Тут возникало противоречие с провозглашённым отцом принципом материальной заинтересованности: работаешь лучше - живёшь богаче. Ещё одно противоречие - роль и место государства в нашем будущем. Согласно теоретикам, а отец с ними полностью соглашался, по мере приближения к коммунизму государство, как инструмент насилия обрекалось на отмирание, обществу предстояло брать на себя заботу о человеке от рождения до смерти. По этому пути и шёл СССР. Были бесплатные ясли, детские сады, образование и здравоохранение. Были бесплатные или почти бесплатные дома отдыха, студенты и получали стипендии, а старики и инвалиды - пенсии. Согласно теории, с приближением к коммунизму роль государства возрастала, государственная собственность доминировала в экономике, но в то же время ему предписывалось отмереть. Противоречие, которое в практическом плане оказалось неразрешимым.
Пока же из Программы убрали тезис «диктатуры пролетариата». Теоретики считали, что диктатура отомрёт лишь вместе с государством. Отец с ними не согласился. Жизнь страны без правительства он себе не очень представлял, а вот без диктатуры, считал, можно обойтись. Государству предстояло стать общенародным, без подавления кого-либо кем-нибудь, и демократическим, когда свободные люди смогут выбирать правительство, какое захотят.
По мере всенародного обсуждения Программы зуд к обобществлению всего в стране возрастал. Рядовые граждане требовали немедленно «разобраться» с частной собственностью, не только передать обществу личные дома, дачи, машины, но и обобществить превышающие «допустимый» (весьма скромный) уровень вклады в сберкассы, переселить людей из квартир в «комфортабельные» общежития, чтобы избавить их от «хлама» и вернуть им дух коллективизма.
Отец всеобщего обобществления не одобрял, но тоже считал, что в будущем под дачи для всех земли не хватит. В результате был найден компромисс: вместо индивидуальных домиков предполагалось строить на природе многоэтажные кооперативные комплексы с квартирками, передаваемыми в собственность одной семьи или нескольких поочерёдных владельцев.
Автомобилистов пока оставили в покое, хотя и отметили, что будущее за городским общественным транспортом, а если кому-то при коммунизме захочется прокатиться на машине, они смогут воспользоваться услугами проката.
Академики предлагали провозгласить «добровольность труда» при коммунизме. «Представьте себе, что половина общества не захочет трудиться добровольно, - сомневался отец. - Формула добровольности устарела. Может быть, классики, создавая теорию, чтобы привлечь внимание, и провозглашали: хочешь - работай, хочешь - не работай, а кушай сколько влезет... Это неправильно. Нужно сказать - необходимый труд». «Добровольность труда» из текста Программы исчезла. А вот правка помельче. В пункте, обещавшем «увеличить оплачиваемые отпуска в ближайшие годы с трёх недель до месяца», отец «ближайшие годы» вычёркивает, неизвестно, как ещё дела сложатся.
Готовый проект Программы обкатали 17 июня 1961 года на заседании Президиума, затем 19 июня на Пленуме ЦК, а в октябре, после окончательной доработки и полировки, за неё проголосовали делегаты 22 съезда коммунистов.
Съезд завершился словами отца: «Наши цели ясны. Наши задачи определены. За работу, товарищи!». Присутствовавшие в зале долго аплодировали стоя. Самые доступные из коммунистических новаций стали распространяться уже в 1962 году: в столовых появились хлебницы с бесплатным хлебом: ешь сколько влезет. В городском общественном транспорте исчезли кондукторы, взимавшие плату за проезд: теперь сознательные пассажиры бросают монету в ящик, несознательные - едут так. Со временем число бесплатных услуг населению должно было увеличиваться.
За два десятилетия 1961-1981 годов валовой объём промышленной продукции СССР увеличился в 4, а не в 6 раз. Производительность труда возросла не в 4-4,5 раза, а в 2,6 раза. Сельское хозяйство увеличило производство всего на 54%, а зерно на корм скоту стали закупать за нефтедоллары за границей. При этом расходы на вооружённые силы многократно возросли.
Что же такое коммунизм? В ответе следует сразу отбросить утопические нелепости, вроде отмирания государства или самоуправления. Остаётся квинтэссенция коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Потребности каждый соизмеряет со своим вкусом, а ведь основоположники, не говорили о них, как об индивидуальных прихотях, и, по определению, коммунизм - общество равных, в котором никому не дозволено выделяться на общем фоне. Кроме того, чтобы потребить продукт, его надо заранее произвести в достаточном количестве и требуемого качества.
Речь шла не о прихотях, а об усреднённой потребительской корзине, рассчитанной по неким методикам: в год индивидууму требуется столько-то мяса и хлеба, столько-то пар обуви, поездок на курорт и так до последней малости. Вот эти потребности и предполагалось при коммунизме удовлетворить. Потому и необходимость в деньгах отпадает, предусмотренные заранее потребности удовлетворяются даром, сверх того ничего не купишь, «сверх» просто ничего не произведут. За соблюдением равенства в коммунизме предусмотрен надзирающий орган, о нём писал ещё в начале 1600-х годов Томазо Кампанелла.
В общем, коммунизм - это совсем не то, что грезится обывателю...
Так заканчивается глава о коммунизме в книге Сергея Хрущёва, который с 1991 до самой смерти в 2020 году жил в США. Странно, что в своих рассуждениях он не уделил внимание тому, что коммунизм СССР строил в условиях враждебного окружения и был вынужден тратить огромные средства на вооружение. Удивительно, что он написал только о валовых показателях производства товаров. Ведь когда СССР нарастил выпуск гражданской продукции очень остро встал вопрос её качества. И самое главное. По Ленину коммунизм это не только материальное изобилие, но и всестороннее развитие личности и поощрение творчества. Об этом Хрущёв не сказал ничего.
(с) pravosudovs
Уважаемые сторонники КОММУНИЗМА!
ОтветитьУдалитьНе воззрения номенклатуры должны занимать наши умы, а НАША ПЕРСОНАЛЬНАЯ И
СОЛИДАРНАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА приложения нашего личного мышления - мировоззрения к изменению социально-экономических условий жизни и труда своей семьи, солидарно мыслящих сотоварищей.
Виталий Брагин 20.02.2022, 11:34
Александр Чижиков
"...демократия должна стать революционной НА ДЕЛЕ... Этого-то и не хотят наши эсеры и меньшевики, обманывающие народ ФЛАГОМ "революционной демократии" и поддерживающие на деле реакционно-бюрократическую политику буржуазии, которая, как всегда, руководится правилом: - после нас хоть потоп!" ©В.И.Ленин/ПСС, т.34, с.189/ Что такое революционная демократия в 21 веке? Для многих левых и коммунистов (об обычных гражданах вообще речи нет), совершенно не понятно, зачем нужно говорить о революционности 21 века, единой системе Просветительства на базе марксизма 21 века и ноосферологии 21 века, Единой когорте марксистов 21 века, формализации революционного движения России"=============== Александр Васильевич, я Вас стал поддерживать именно из-за Ваших революционных взглядов, не смотря на различие экономических взглядов. Без революционности нельзя победить капитализм.
Александр Чижиков 20.02.2022, 11:35
✊🏻✊🏻✊🏻👍🏻 Спасибо за понимание и солидарное взаимодействие!
20.02.2022, Александр Чижиков, посильно работаю ежедневно....1. По понедельникам. 2. Группа Миание М.Ю. -Концепция Общества Будущего (суббота). 3. Международный конкурс Концепции Общества будущего. (вторник, четверг, суббота) 4. В социальной сети ВК - поиск молодых , способных быть на связи и вести диалоги - таковых человек 20.