Капитализм, по мере его развития, определяли по-разному: либеральный (классический), государственно-монополистический (СССР), корпоративный (антиглобалисты), надзорный (Шошанна Зубоф), инклюзивный (Клаус Шваб).
На мой взгляд, правильное определение для современного капитализма - санкционный. Именно санкции, а не и какие-то иные технологии, определяют лицо сегодняшнего капитализма. При этом санкции накладывают государства, а не корпорации. Но обусловлены они могут быть интересами корпораций. Отсюда можно усомниться в стремлении современных корпораций к демонтажу государства. Ведь в таком случае невозможно манипулировать санкционной политикой, идущей в пику свободной руке рынка - главной фишке классического капитализма. Иное дело - подчинить государство через коррумпированных чиновников воле корпоративного менеджмента.
В сущности, современная политическая жизнь и является борьбой между чиновными кланами (они же - политические партии) за доминирование на политическом Олимпе в пользу тех или иных корпораций. Но если раньше корпоративный капитализм (сращивание государственной администрации и корпоративного руководства) вел борьбу за международные рынки, то сегодня эффективность системы определяется возможностями не рыночного, а санкционного давления на конкурентов. Разумеется, это все должно поддерживаться соответствующим военным потенциалом, ключи управления от которого также находятся не в корпоративных, а политических руках.
Переход от конкурентной к санкционной политике во многом обусловлен ростом глобального ресурсного дефицита, усугубляемого ростом материального потребления непродуктивного (с капиталистической точки зрения) населения, тоже повсеместно увеличивающегося.
Логика дешевого труда за счет миграции перестает себя оправдывать, поскольку закладывает мину замедленного действия с точки зрения долгосрочных интересов бизнеса: издержки социального балласта превышают выгоды от дешевого труда. Тем более - в условиях растущей роботизации.
Что тут может предложить государственно-корпоративный альянс тупых силовиков и примитивных торгашей с ментальностью постсоветского мещанства?
Комментариев нет:
Отправить комментарий