Самое адекватное понимание марксизма у неомарксистов Франкфуртской школы - Фромма, Маркузе, Адорно и др., центральной темой творчества которых была концепция отчуждения и рассмотрение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества с общими для обеих формально антагонистических систем проблемами:
отчуждения людей от результатов своего труда, других людей и самих себя;
товарно-денежного фетишизма;
атомизированности;
забюрократизированности и заорганизованности, превращающей человека в винтика производственной машины потогонной системы Тейлора.
Франкфуртцы совершенно справедливо, на мой взгляд, усматривали корень всех зол в дегуманизирующей технологической рациональности и делали упор на значимость человеческого начала в социальных отношениях и необходимость освобождения человека от всех форм эксплуатации.
Правда, они считали, что рабочий класс обуржуазился и делали ставку на маргинальных интеллигентов и аутсайдеров, что по-моему было стратегической их ошибкой.
Лишив себя массовой социальной опоры и предав по сути рабочего (в том числе и рабочего №1 Иисуса Христа, рабочего-плотника!), новые левые обрекли сами себя на поражение, поскольку изменить Систему изнутри посредством «Великого Отказа» Маркузе не удалось, а больше ничего в арсенале новых левых и не было, что и обусловило их маргинализацию с последующим уходом с политической арены.
Если бы новые левые не отказались от революционной стратегии разрушения старого общества и замены его новым, т.е. совместили свою теорию с практическим опытом старых левых, то возможно катастрофы левого движения удалось бы избежать.
Капитализм оказался слишком гибкой и приспосабливающейся Системой, которую, как показал весь мировой опыт, невозможно изменить без отъёма у правящих классов власти и собственности на средства производства.
Одной только болтологии о контркультуре и Великом Отказе оказалось явно недостаточно для изменения Системы, нужны были более решительные действия, но их не последовало, и поэтому капиталистической системе, хотя и пришлось пойти на значительные уступки трудящимся, удалось выжить и сохранить власть и собственность буржуазии.
отчуждения людей от результатов своего труда, других людей и самих себя;
товарно-денежного фетишизма;
атомизированности;
забюрократизированности и заорганизованности, превращающей человека в винтика производственной машины потогонной системы Тейлора.
Франкфуртцы совершенно справедливо, на мой взгляд, усматривали корень всех зол в дегуманизирующей технологической рациональности и делали упор на значимость человеческого начала в социальных отношениях и необходимость освобождения человека от всех форм эксплуатации.
Правда, они считали, что рабочий класс обуржуазился и делали ставку на маргинальных интеллигентов и аутсайдеров, что по-моему было стратегической их ошибкой.
Лишив себя массовой социальной опоры и предав по сути рабочего (в том числе и рабочего №1 Иисуса Христа, рабочего-плотника!), новые левые обрекли сами себя на поражение, поскольку изменить Систему изнутри посредством «Великого Отказа» Маркузе не удалось, а больше ничего в арсенале новых левых и не было, что и обусловило их маргинализацию с последующим уходом с политической арены.
Если бы новые левые не отказались от революционной стратегии разрушения старого общества и замены его новым, т.е. совместили свою теорию с практическим опытом старых левых, то возможно катастрофы левого движения удалось бы избежать.
Капитализм оказался слишком гибкой и приспосабливающейся Системой, которую, как показал весь мировой опыт, невозможно изменить без отъёма у правящих классов власти и собственности на средства производства.
Одной только болтологии о контркультуре и Великом Отказе оказалось явно недостаточно для изменения Системы, нужны были более решительные действия, но их не последовало, и поэтому капиталистической системе, хотя и пришлось пойти на значительные уступки трудящимся, удалось выжить и сохранить власть и собственность буржуазии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий