Идеи радикального расширения госсектора и введения протекционизма, иными словами, модернизации большевистского типа, в современном мире крайне сомнительны. Есть сильное ощущение, что это приведет только к экономической деградации по образцам РФ и Венесуэлы. Традиционный проект левых - "национализация + протекционизм" - означает в долговременной перспективе научно-техническое отставание, рост бедности и экономический коллапс.
.
Дело в том, что все современные проекты модернизации, будь то новые модели автомобилей или целых предприятий - результат все более тесной интеграции транснациональных компаний, ТНК, между собой, а так же с другими компаниями, большими и малыми, будь то израильские стартапы, обслуживающие Кремниевую долину, или филиппинские\бангладешские субподрядчики, изготавливающие ткани для известных брендов. Каким же образом в мире, где научно-технический прогресс обеспечивается все более тесной интеграцией международного бизнеса, национализация может принести успех кому-либо, кроме чиновника, набивающего себе карманы из непрозрачного бюджета забюрократизированной государственной компании?.
Возьмем электромобиль Тесла. Он - продукт Кремниевой долины, но компания Элона Маска Tesla Motors использует технологии японской компании Панасоник. Фактически, Тесла - продукт сотрудничества нескольких глобальных независимых корпораций. А знаете ли вы, что в современном мире разворачивается подготовка к новому витку индустриализации на основе роботизированных фабрик? Принципиально новая концепция промышленных фабрик разрабатывается сегодня в ФРГ (Индустрия 4.0) компанией Сименс (1)... совместно с американскими корпорациями, которые являются обладателями уникальных технологий. Именно так выглядят теперь "прорывные" модернизационные проекты.
.
Но ровно то же самое верно теперь и для традиционных отраслей, например, для автомобилестроения. Век глобализации диктует свои законы: автопроизводители, которые в одиночку не могут развивать определенные продуктовые направления, вступают в альянсы с другими компаниями. Так, например, происходит с французским концерном PSA, который в области создания внедорожников сотрудничает с японской Mitsubishi и с целым рядом других компаний (2). Прибавим, что многие новейшие образцы вооружений, от израильского танка Меркава, до современных европейских боевых самолетов Тайфун созданы точно такими же международными консорциумами.
.
Из-за своей сложности и крайней дороговизны различные современные высокотехнологичные продукты не под силу отдельной компании или отдельному государству. Стоит помнить, что многие из компаний, участвующих в таких комбинированных проектах, не только являются обладателями эксклюзивных технологий, но и имеют бюджет, сопоставимый с доходами, например, российского государства, как, скажем, компания Apple.
.
Экономики отдельных стран больше нет, она все больше отходит в область архаики. Современные государства - только узлы глобальной экономической системы. В чем тогда фишка национализации, кроме набивания карманов чиновников и как она способна обеспечить столь же быстрый прогресс в области технологий? Разве что только, будут вложены огромные средства большого государства в какой-нибудь один или в несколько проектов, например термояд, солнечная энергетика и космические исследования. Да, такое возможно и кажется перспективным в плане прорывов в новые области знания. Но и на это способны лишь несколько стран в мире, обладающих самыми мощными финансами, и только в сотрудничестве с крупнейшими частными компаниями, т.е. США, Япония, Германия.
.
Таким образом, проект полной национализации промышленности и радикального протекционизма, проект национального большевизма или государственной хозяйственной монополии в современном мире закрыт. Ни к чему иному, кроме экономической и социо-культурной деградации большевистский проект привести не способен.
.
... Из известных мне современных леворадикальных исследователей ответы на вопрос об альтернативе капитализму в современных условиях пытался дать лишь немец Карл-Хайнц Рот в своей работе "Всемирный кризис? Всемирная пролетаризация?". В основе его предложений лежит идея международных федераций самоуправляющих организаций работников, оккупирующих предприятия. Именно международные федерации самоуправляющихся коллективов, связанные общими научными и промышленными проектами, должны, по мнению Рота, стать основанием новой глобальной экономической системы социалистического самоуправления. Впрочем, этот проект должен быть дополнен широчайшим местным самоуправлением и децентрализацией местной власти трудящихся, организованных в автономные советы работников. (2).
.
Прим
.
1) Индустрия 4.0.
http://www.vedomosti.ru/…/germaniya-boretsya-za-liderstvo-v…
http://w3.siemens.ru/press_office/about_us/34621.html
.
2) http://expert.ru/magazine_auto/2012/…/produkt-globalizatsii/
.
3) Карл-Хайнц Рот. "Всемирный кризис? Всемирная пролетаризация?"
http://my.mail.ru/commu…/www.vozhak.ru/7DB6AFBABD0B8730.html
.
Дело в том, что все современные проекты модернизации, будь то новые модели автомобилей или целых предприятий - результат все более тесной интеграции транснациональных компаний, ТНК, между собой, а так же с другими компаниями, большими и малыми, будь то израильские стартапы, обслуживающие Кремниевую долину, или филиппинские\бангладешские субподрядчики, изготавливающие ткани для известных брендов. Каким же образом в мире, где научно-технический прогресс обеспечивается все более тесной интеграцией международного бизнеса, национализация может принести успех кому-либо, кроме чиновника, набивающего себе карманы из непрозрачного бюджета забюрократизированной государственной компании?.
Возьмем электромобиль Тесла. Он - продукт Кремниевой долины, но компания Элона Маска Tesla Motors использует технологии японской компании Панасоник. Фактически, Тесла - продукт сотрудничества нескольких глобальных независимых корпораций. А знаете ли вы, что в современном мире разворачивается подготовка к новому витку индустриализации на основе роботизированных фабрик? Принципиально новая концепция промышленных фабрик разрабатывается сегодня в ФРГ (Индустрия 4.0) компанией Сименс (1)... совместно с американскими корпорациями, которые являются обладателями уникальных технологий. Именно так выглядят теперь "прорывные" модернизационные проекты.
.
Но ровно то же самое верно теперь и для традиционных отраслей, например, для автомобилестроения. Век глобализации диктует свои законы: автопроизводители, которые в одиночку не могут развивать определенные продуктовые направления, вступают в альянсы с другими компаниями. Так, например, происходит с французским концерном PSA, который в области создания внедорожников сотрудничает с японской Mitsubishi и с целым рядом других компаний (2). Прибавим, что многие новейшие образцы вооружений, от израильского танка Меркава, до современных европейских боевых самолетов Тайфун созданы точно такими же международными консорциумами.
.
Из-за своей сложности и крайней дороговизны различные современные высокотехнологичные продукты не под силу отдельной компании или отдельному государству. Стоит помнить, что многие из компаний, участвующих в таких комбинированных проектах, не только являются обладателями эксклюзивных технологий, но и имеют бюджет, сопоставимый с доходами, например, российского государства, как, скажем, компания Apple.
.
Экономики отдельных стран больше нет, она все больше отходит в область архаики. Современные государства - только узлы глобальной экономической системы. В чем тогда фишка национализации, кроме набивания карманов чиновников и как она способна обеспечить столь же быстрый прогресс в области технологий? Разве что только, будут вложены огромные средства большого государства в какой-нибудь один или в несколько проектов, например термояд, солнечная энергетика и космические исследования. Да, такое возможно и кажется перспективным в плане прорывов в новые области знания. Но и на это способны лишь несколько стран в мире, обладающих самыми мощными финансами, и только в сотрудничестве с крупнейшими частными компаниями, т.е. США, Япония, Германия.
.
Таким образом, проект полной национализации промышленности и радикального протекционизма, проект национального большевизма или государственной хозяйственной монополии в современном мире закрыт. Ни к чему иному, кроме экономической и социо-культурной деградации большевистский проект привести не способен.
.
... Из известных мне современных леворадикальных исследователей ответы на вопрос об альтернативе капитализму в современных условиях пытался дать лишь немец Карл-Хайнц Рот в своей работе "Всемирный кризис? Всемирная пролетаризация?". В основе его предложений лежит идея международных федераций самоуправляющих организаций работников, оккупирующих предприятия. Именно международные федерации самоуправляющихся коллективов, связанные общими научными и промышленными проектами, должны, по мнению Рота, стать основанием новой глобальной экономической системы социалистического самоуправления. Впрочем, этот проект должен быть дополнен широчайшим местным самоуправлением и децентрализацией местной власти трудящихся, организованных в автономные советы работников. (2).
.
Прим
.
1) Индустрия 4.0.
http://www.vedomosti.ru/…/germaniya-boretsya-za-liderstvo-v…
http://w3.siemens.ru/press_office/about_us/34621.html
.
2) http://expert.ru/magazine_auto/2012/…/produkt-globalizatsii/
.
3) Карл-Хайнц Рот. "Всемирный кризис? Всемирная пролетаризация?"
http://my.mail.ru/commu…/www.vozhak.ru/7DB6AFBABD0B8730.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий