Политкомиссия революционных
коммунистов-социалистов
(интернационалистов)
по созданию
Всемирной Единой Партии-Государства трудящихся


La Commission Politique des Communistes-Socialistes Révolutionnaires (Internationalistes)
pour la Fondation de l'Unité Parti-Etat Mondial des Travailleurs



Лаборатория мир-системного анализа
Фонда "Центр марксистских исследований"


воскресенье, 3 января 2016 г.

Неомарксист: Почему мы критически относимся к СССР

Разглядеть коммунизм в том тоталитарном монстре государственного госкапитализма, полностью подавлявшего человеческую личность, который был в СССР, можно только в волшебном кривом зеркале из сказки Губарева. После прихода к власти Сталина почти все марксисты были уничтожены, а уцелевших партийных функционеров интересовали только власть и материальные блага, и коммунистическую идеологию они просто использовали как дымовую завесу своих классовых интересов. А почему так произошло? Всё от той же неразвитости ПрС (производственных сил) и общественного сознания, когда мелкобуржуазное крестьянство хлынуло в города и в большевистскую партию и привело к мелкобуржуазному перерождению ВКПб (Термидору) и откату назад революции.

На одной духовности в коммунизм не въедешь и вся история государственного христианства тому подтверждение. Нужно диалектическое сочетание духовного начала с социальным - Веры в Божественное с новым социалистическим способом производства и передовым классом когнитариата. Метрон Аристон: Высшее - Мера.

Без коммунистического базиса сама по себе религия не приведёт к коммунизму из-за падшей греховной природы человека, которую нужно исправлять не только верой но и благодатным социальным строем.

Без нового социалистического способа производства, нетоварного и основанного на знании, а не мышечном труде, никакого государства-коммуны вы не построите, а только наступите на те же совковые тоталитарные грабли неэффективной и затратной экономики. Хотя время таких экспериментов прошло безвозвратно и второго шанса у тоталитаристов не будет, поскольку по объективным законам экономического развития более прогрессивный экономический строй не может смениться менее прогрессивным вне зависимости от желания отдельных людей.

«Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов и много других» для русского неграмотного крестьянина (напомню что в царской России читать в среднем умело лишь 22% жителей русской деревни) были такой же абстракцией как теория струн для современного обывателя и влияли на душевное состояние только ничтожного процента образованных дворян и разночинцев. Душевное состояние российского общества в среднем на начало 20 века можно определить как причудливую смесь язычества, христианства в его обрядово-магической редукции (т.н. народное христианство) и мелкобуржуазного крестьянского классового сознания. Исключением были немногие продвинутые интеллектуалы из разночинцев и сознательных рабочих в крупных городах, ставшие застрельщиками всех революций. Вот в этом узком кругу интеллектуалов в крестьянской дикой России сформировался ещё более узкий круг марксистов революционеров, которые смогли на волне народного недовольства захватить власть в октябре 17 и попытались провести уже социалистические реформы. Но увы, объективный ход истории изменить невозможно и серая мелкобуржуазная крестьянская масса закономерно вытеснила и затем уничтожила марксистов во имя победы мелкобуржуазных мещанских идей потребительства и стяжательства. Поэтому не надо валить с больной головы на здоровую. Именно благодаря ленинцам-марксистам партноменклатура так долго была вынуждена маскировать контрреволюционные взгляды мещанства, победившего ещё при Сталине. Можно только удивляться той пассионарной энергии марксистов начала 20 века, расшевелившего это косное и невежественное болото царской России и давшего поступательный импульс развития на такое долгое время.


Я застал немного то время (середина 80-х), когда учился в школе и поэтому исхожу прежде всего из своего опыта. И поэтому розовые слюни по поводу утраченного «советского рая» не пускаю. Маленькая однокомнатная хрущёвка, в которой я жил с родителями, дефицит всего и вся, очереди, постоянное промывание мозгов в школе и по телевизору и страх не сказать чего-то лишнего, оставшийся со сталинских времён. Но самое мерзкое что меня возмущало до глубины души - это ЛОЖЬ И ЦИНИЗМ, когда на публике все говорили правильные слова, а в реальности жили мещанскими ценностями и стяжательством. Никто ни в какой коммунизм уже не верил (за исключением двинутых ортодоксов), а деньги были коллективным бессознательным советского народа. По степени мерзости и двоемыслия то время было гораздо хуже нашего жестокого времени. Сейчас по крайней мере всё названо своими именами: сильный жрёт слабого и главное - деньги. Озверевшие мещане победили сначала революционеров-демиургов нового строя, а затем отбросили и ненужную им марксистскую идеологию, заменив её мещанской либеральной. За что боролись на то и напоролись.

Коммунизм не рай, а Царство Свободы (положительный гуманизм), в котором преодолён экономизм и люди заняты исключительно творческим трудом сообразно своим талантам. В СССР всё обстояло с точностью до наоборот - чудовищный Левиафан государства контролировал все сферы жизни человека (работа, семья, передвижение по стране, мировоззрение), а люди были всего лишь винтиками Системы, бесправными и замордованными рабами. Тоталитаризм от слова totalitas (цельность, полнота), что означает полный контроль государством всей жизни человека. Разве в СССР было не так? Одна партия, одна единственно верная идеология, один работодатель (государство), борьба с инакомыслящими, причём тотальная. Если например в царской России какие-нибудь баптисты, штундисты или духоборы могли где-то в глуши прятаться от государства и жить, и молиться по-своему, несмотря на формальный государственный статус православия, то в СССР инакомыслящих расстреливали и сажали в психушки. Назовите мне хоть одну сферу жизни советского человека, не контролируемую государством и тогда посмотрим кто из нас прав.

По поводу уровня жизни не всё так однозначно. Отсутствие бесплатного жилья сейчас безусловный регресс по сравнению с СССР, но качество жилья (размеры квартир, отделка, инфраструктура) возросло. Советский гражданин в 1985 потреблял 66 килограмм мяса в год, в РФ сейчас (данные на 2013) 74,5 кг, что свидетельствует о росте потребления. И главное, ассортимент продуктов и товаров не идёт ни в какое сравнение с убожеством советских прилавков, когда продукты выбрасывались к праздникам и были такие интересные вещи как товары с нагрузкой если помните. То есть хочешь купить например шампанское или колбасу сырокопчёную бери в нагрузку банку старой перловой каши или ещё какую залежавшуюся хрень.

Страхи были не индивидуальными, а коллективными. Или вы могли критиковать в институте или на работе власть публично, не боясь потерять партбилет или работу? Нет? значит боялись как и все. Сегодняшнее время поганое и страшное, но это не значит, что раньше было лучше. Было дерьмо, правда другого сорта, о чём и речь. И уж точно не было даже намёка на коммунизм или даже переходный период диктатуры пролетариата.

В 1968 году американский исследователь Джон Кэлхун в ходе экспериментов с мышами выяснил, что при превышении определённой плотности населения и заполнении всех социальных ролей в популяции происходит распад социальных связей и крушение общества в целом. Советские коммуналки, закупорка выхода творческой энергии людей, вынужденных работать только на государство, уравниловка в зарплате, отчуждение от власти доказали аналоговость результатов эксперимента Кэлхуна и на людях тоже. Есть определённые биологические параметры нормального существования человека и социума, выход за пределы которых приводит к бытовой агрессии против ближнего с одной стороны (коммуналки, драки в очередях) и социальной апатии с другой (они делают вид что платят нам, мы делаем вид что работаем) и к распаду государства в результате. Поэтому нельзя требовать от людей высокой духовности и гражданской активности, ущемляя их естественные биологические потребности в просторном жилье, вкусной и разнообразной еде, красивой одежде и т.д. Другое дело, что нельзя делать потребительство смыслом существования человека и общества, но игнорировать природу человека ещё большая ошибка, как показала история всех уравнительных утопий и не только советской. И в конце концов, зачем вся эта "петрушка" с новым строем, коммунами, если целью всего этого будет не счастье и всестороннее развитие человека, а унылый фаланстер с уравнительно-принудительным трудом? 

Если не нужны завышенные ожидания от коммунизма, тогда зачем он вообще нужен? Организовывайте коммуны, кооперативы на социалистических началах (благо законодательство это позволяет) и живите при «коммунизме». И никаких завышенных требований)). На сегодняшний день низовое движение по организации самоуправляемых коммун и трудовых союзов является единственно возможным в условиях буржуазного государства. Государство-коммуна или «общенародная фабрика» у Ленина - утопия, способная существовать только в рамках гибких автоматизированных производств, где все эти роботы запрограммированы, где человека нет. Это отдалённая перспектива развития экономики знаний, из которой полностью вытеснен человеческий труд и люди лишь управляют автоматическим производством, которое обобществлено и служит всему обществу. В настоящее время господствует индустриальный способ производства с глубоким разделением труда, что делает невозможной реализацию такого технократического подхода на практике. Чисто технически вы не сможете управлять всей экономикой как единой фабрикой из-за невозможности учёта интересов десятков миллионов работников и потребителей. Это кибернетический барьер неразвитости ПрС который невозможно решить даже с помощью суперкомпьютеров и на котором сломала шею советская экономика. Только выбросив человека из этой сферы, можно действительно говорить о планировании в том глобальном смысле, в котором обычно говорят.
Если бы марксисты, понимающие объективные законы экономики и исторического развития были у власти, не было бы ни сталинского термидора, ни буржуазного перерождения советского государства. Идею тотального огосударствления и превращения людей в винтиков Системы поддерживают как раз антимарксисткие силы - сталинисты и разного рода ностальгисты по твёрдой руке и костяной ноге. Банально. Мы всё это уже проходили и знаем результат. Главное в коммунизме - это ответственность и право=обязанность работника участвовать в управлении своим предприятием и страной в целом. А надежды на доброе и заботливое государство - рабское феодальное мышление ещё со времён крепостного права и самодержавия. Пока эти иллюзии не будут изжиты у нас не то что коммунизма не будет а даже элементарного гражданского буржуазного общества. А из феодализма в коммунизм перескочить невозможно. Таковы законы истории.

Политика есть концентрированное выражение экономики по Ленину и надстройка над экономическим базисом. Поэтому может быть или классовое государство с разделением труда как сейчас или бесклассовое общество с единым интегрированным производственным комплексом как должно быть при коммунизме. Всё остальное демагогия, лишённая реальной политэкономической основы. Обратные связи при наличии человеческой компоненты в производстве решают проблему оптимального управления чуть менее чем никак. Если не знаете, так поинтересуйтесь опытом ОГАС Глушкова или результатами исследований Академика Моисеева в Вычислительном центре АН СССР. Директора заводов и главные инженеры давали искажённую информацию о количестве и качестве продукции, занижали производственные резервы и т.д. из корыстных интересов и страха потерять работу и ничего поделать с этим было нельзя. Но это полбеды. Даже получая адекватную информацию в режиме реального времени, необходимо быстро и оперативно решать производственные проблемы, что немыслимо в индустриальной экономике с глубоким разделением труда и множеством иерахически подчинённых структур, согласований, искажений данных при передаче информации от верхнего уровня нижнему и т.п. Советские пустые прилавки помните? Вот это оно самое - кибернетический барьер управления индустриальной экономикой административными методами. Кибернетический барьер - это принципиальная невозможность управлять сложной распределённой экономикой организационными методами с помощью Госпланов, Госснабов, минфинов и пр. Это очень даже практическая штука, касавшаяся каждого гражданина СССР, за исключением партийной элиты с их спецраспределителями, поскольку экономика - сфера человеческой деятельности и человеческих же интересов.

В мировой истории нет примеров того, чтобы более совершенный экономически строй (а социализм – более совершенный строй, чем капитализм, тут у нас с вами вроде бы не должно быть разногласий), раз установившись, был затем уничтожен менее совершенным. Реставрация монархии в Голландии, Англии, Франции не привела к ликвидации капитализма и замене его феодализмом. А когда Яков II и Карл X только попытались провести экономическую реставрацию – тут же включились безличные экономические силы (всегда более мощные, чем политические), и эти королевские попытки были пресечены «славной революцией» и революцией 1830 г. Почему же в СССР и других странах «советского блока» так легко и успешно «социализм» был вновь заменен капитализмом? Потому что никакого социализма в СССР просто не было, а был неэффективный госкап этатизм, рухнувший в силу внутренних противоречий.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...