Все марксисты сходятся на том, что коммунизм — это бесклассовое общество, но не все отдают себе отчет в том, что это такое. Что значит — уничтожить классы? Это значит, устранить ту причину, которая в ходе исторического развития человеческого общества привела к появлению в нем классов. Всякий иной подход был бы неправильным.
Что же вызвало появление классов? На этот вопрос Маркс и Энгельс давно уже дали прямой и совершенно ясный ответ: "В основе деления на классы лежит закон разделения труда..., имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее наукой и искусством".
(Ф.Энгельс. Анти Дюринг. Отдел третий. Социализм). Пока в первобытном обществе не было разделения на умственный и физический труд, не было места и классам. Но когда в интересах объективного общественного прогресса (повышение производительности труда) выделилась прослойка людей, занятых управлением общественным производством, она сразу же монополизировала условия труда и вскоре превратилась в господствующий класс собственников, диктующих свою волю всему обществу.
Маркс, Энгельс, Ленин высказывались о разделении общества на две большие группы людей, занятых (1) физическим и (2) умственным трудом, — что может быть яснее?
Выход вроде бы усматривается во всеобщем просветительстве,будто рабочего можно поднять до уровня инженера, забывая при этом, что и инженер не будет стоять на месте, выделяя ежедневно из своей среды академиков.
И кроме того выход усматривается во всеобщей и надежной справедливости: если, мол, в обществе установится справедливое распределение средств жизни между всеми его членами, плюс к этому строгую и разумную для всех дисциплину, плюс еще долг, мораль, взаимную вежливость, так благодаря всему перечисленному общество вступит в коммунизм.
Но пока общество не поднимется по понимания простого факта, что сколько бы оно не старалось на поприще просветительства, справедливого распределения, разумной дисциплины, этики и долга, и, если при этом Вы не тронете старого разделения труда, — никакого бесклассового общества у вас не получится.
Или, быть может, общество, в самом деле, допускает возможность, будто взявший политическую власть токарь и впрямь сможет управлять академиком? Класс управляющих, или, как он сам себя называет класс «просвещенных, умных, ученых и талантливых», узурпирует в настоящее время повсеместно все плоды общественного прогресса.
Лишь тогда, когда знания станут достоянием всех членов общества, исчезнет деление на господствующих и подчиненных, исчезнет эксплуатация человека человеком.
Что же вызвало появление классов? На этот вопрос Маркс и Энгельс давно уже дали прямой и совершенно ясный ответ: "В основе деления на классы лежит закон разделения труда..., имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее наукой и искусством".
(Ф.Энгельс. Анти Дюринг. Отдел третий. Социализм). Пока в первобытном обществе не было разделения на умственный и физический труд, не было места и классам. Но когда в интересах объективного общественного прогресса (повышение производительности труда) выделилась прослойка людей, занятых управлением общественным производством, она сразу же монополизировала условия труда и вскоре превратилась в господствующий класс собственников, диктующих свою волю всему обществу.
Маркс, Энгельс, Ленин высказывались о разделении общества на две большие группы людей, занятых (1) физическим и (2) умственным трудом, — что может быть яснее?
Выход вроде бы усматривается во всеобщем просветительстве,будто рабочего можно поднять до уровня инженера, забывая при этом, что и инженер не будет стоять на месте, выделяя ежедневно из своей среды академиков.
И кроме того выход усматривается во всеобщей и надежной справедливости: если, мол, в обществе установится справедливое распределение средств жизни между всеми его членами, плюс к этому строгую и разумную для всех дисциплину, плюс еще долг, мораль, взаимную вежливость, так благодаря всему перечисленному общество вступит в коммунизм.
Но пока общество не поднимется по понимания простого факта, что сколько бы оно не старалось на поприще просветительства, справедливого распределения, разумной дисциплины, этики и долга, и, если при этом Вы не тронете старого разделения труда, — никакого бесклассового общества у вас не получится.
Или, быть может, общество, в самом деле, допускает возможность, будто взявший политическую власть токарь и впрямь сможет управлять академиком? Класс управляющих, или, как он сам себя называет класс «просвещенных, умных, ученых и талантливых», узурпирует в настоящее время повсеместно все плоды общественного прогресса.
Лишь тогда, когда знания станут достоянием всех членов общества, исчезнет деление на господствующих и подчиненных, исчезнет эксплуатация человека человеком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий