Бернардо Альварадо Монсон (1925-1972), марксист, революционер, генсек Гватемальской партии труда (ГПТ) родился в семье адвоката. Учился на юриста. В 1954 году избран генеральным секретарём ЦК ГПТ. Под его руководством партия приняла и воплощала в жизнь концепцию "народной революционной войны".
В 1955 году был арестован, но в результате протестов общественности в 1956 году освобожден. Выслан в Гондурас. Позднее нелегально вернулся в Гватемалу.
В сентябре 1963 года вновь арестован, подвергался пыткам, выслан из Гватемалы.
26 сентября 1972 был схвачен национальной полицией в столице Гватемала вместе с шестерыми другими членами Политического комитета ЦК партии, после чего был убит...
***
О борьбе Гватемальской Партии Труда:
"После неудачного восстания 13 ноября 1960 года, объявленного «происками Москвы», правительство Гватемалы устраивает настоящую охоту за коммунистами, несмотря на то, что они вообще не имели никакого отношения к выступлению военных националистов. 21 ноября на осадном положении объявляются все департаменты, где Гватемальская Партия Труда (ГПТ, PGT) имела хоть какую-то поддержку.
Перед лицом массовых репрессий, небольшая группа из молодёжного крыла партии создаёт небольшой отряд сельских партизан под командованием бывшего полковника Карлоса Пас Техады, названный громким именем "Партизанский Фронт имени 20 октября" в честь даты революции 1944 года.
25 комбатантов формируют, в соответствии с кубинской стратегией фокизма, партизанский очаг в департаменте Баха Верапас. Пренебрегая военной подготовкой и изучением местности, партизанский отряд был обречён на разгром. 11 марта 1962 года герильерос выпускают манифест к нации, а уже два дня спустя, во время первого же боя с армейскими силами в джунглях 13 комбатантов погибают, а несколько других взяты в плен. В числе последних - Родриго Астуриас, сын знаменитого гватемальского писателя Мигеля Анхеля Астуриаса.
Оставшиеся на свободе партизаны с боями отступают в Уеуетенанго, где и сопротивляются вплоть до своего уничтожения 29 марта 1962 года в бою у Сан Матео Ихтатан. Итог первой попытки начала партизанской войны неутешительный: из 25 человек 19 погибли в боях.
Молниеносное поражение вызвало внутри партии яростные диспуты о жизнеспособности стратегии вооружённой борьбы. И, несмотря на осуждение большей частью организации милитаристских идей, очень скоро после краха «Партизанского Фронта имени 20 октября» ещё одна группа молодых людей отправляется на Кубу, чтобы пройти там курс военного обучения для будущей партизанской деятельности в Гватемале. На Острове Свободы эти юноши пересекаются с командующим "Революционным Движением 13 ноября" Йон Сосой: в ходе переговоров решено было объединить силы в борьбе против правительства. Так возникают "Вооружённые Повстанческие Силы" (Fuerzas Armadas Rebeldes – FAR).
Гватемальская Партия Труда хоть и оказывает поддержку FAR, тем не менее, не рассматривает вооружённую борьбу как единственный метод завоевания власти. Напротив, основную ставку партия делает на политическое развитие, однако не отрицает возможность сосуществования одновременно двух линий – военной и политической.
Со временем, внутренние дискуссии между PGT и коммунистическим крылом FAR всё более обостряются. Более того – осложняются отношения с молодёжным крылом – в то время как партийная верхушка уповает на электоральную борьбу, молодёжь разворачивается в сторону вооружённого действия. Эти разногласия приводят к тому, что в 1966 году Партия просто распускает "Патриотическую Рабочую Молодёжь".
Несмотря на откровенный государственный террор, начало которому было положено «пропажей» 28 народных лидеров в марте 1966 года, отношения между PGT и FAR становятся всё хуже и хуже. Окончательный разрыв был оформлен 21 июня 1967: FAR обвинили партию в отказе от поддержки своего же вооружённого крыла. В ответ на это PGT создаёт "Вооружённые Революционные Силы" (FAR), использующие те же символы и слоганы, что и "Вооружённые Повстанческие Силы", однако последних партийцы именуют «авантюристами», заявляя, что только «их» FAR являются подлинно революционной структурой.
Увеличившиеся репрессии правительственных сил, а так же деятельность "Эскадронов смерти", очень скоро уничтожили вооружённое крыло Гватемальской Партии Труда. В январе 1968 года была арестована координатор городской сети FAR Рохелия Крус Мартинес (бывшая Мисс Гватемала), убитая через неделю после пыток и допросов с пристрастием.
Рохелия Крус
В ответ на преступление, PGT реализует серию вооружённых акций и терактов в столице страны, в результате которых убиты американский генерал Джон Уэббер и капитан Эрнесто Мунро, ответственный за формирование и подготовку ультраправых полувоенных банд, а так же за сокрытие их кровавых преступлений. Командующий городским фронтом, Леонардо Кастильо Джонсон, хороший друг Рохелии Крус, вскоре был идентифицирован: попав в окружение, он сопротивлялся до самой смерти, даже тогда, когда у него кончились патроны, он пошёл с кулаками на агентов, пытаясь прорвать цепь осады.
В 1969 году проведён IV Конгресс партии: к тому моменту "Вооружённые Революционные Силы" были уже практически разгромлены, хотя, несмотря на свою слабость, они и продолжали реализовывать акции небольшого масштаба.
На 1970 год были намечены новые президентские выборы, и PGT обратилась к своим последователям с просьбой воздержаться от участия в заведомом фарсе. Заранее известный победитель, ультраправый генерал Карлос Арана Осорио, взяв в руки бразды правления, первым делом начал расправляться с потенциальными противниками. Была развёрнута масштабная армейская операция против гватемальской герильи, охватывавшая сначала исключительно провинцию, а затем переключившаяся на города.
В январе 1971 года Сьюдад де Гватемала был взят в тотальную осаду, и армейские отряды, при поддержке полиции и «эскадронов смерти», дом за домом начали прочёсывать столицу в поисках участников партизанских организаций. Причём, арестам и последующим казням подверглись не только непосредственные участники герильи, но и якобы сочувствующие им лица – так были схвачены и расстреляны некоторые профсоюзные и политические главари. Комбатанты «Вооружённых Революционных Сил» один за другим попадали в руки властей.
Несмотря на громадные репрессии, ГПТ продолжала подпольно действовать в массовых организациях и профсоюзах. Более того – растеряв потенциал своего вооружённого аппарата, партия все надежды теперь возлагала на тайную политическую борьбу.
Рост подобной деятельности партии продолжался вплоть до 26 сентября 1972 года, когда в одном из столичных домов полиция накрыла встречу исторического руководства "Гватемальской Партии Труда". Шестеро руководителей, в том числе и генеральный секретарь Бернардо Альварадо Монсон, и один рабочий были арестованы, а затем, после краткого разбирательства и усиленных пыток, убиты. Уничтожение партийной верхушки стало практически смертельным ударом для партии…
Комментариев нет:
Отправить комментарий