Я ни разу не кинокритик, но успех сериала как социальный феномен мирового масштаба требует объяснений, и их есть у меня (осторожно, спойлеры) 🙂
Автор «Игры в кальмара» создал выдающийся антикапиталистический памфлет, который понятен тем самым 99% эксплуатируемых от Республики Корея до Финляндии (противоположные философии общего образования не помешали), от Швеции до Венесуэлы, от Израиля до Саудовской Аравии, от Украины до России.
Причём понятен в возрасте 6+, ибо по сложности проблематики, сюжетной линии и характеров верхний пласт сериала, который нас интересует в данном случае, стоит на одном уровне с «Приключениями Чиполлино» и «Три толстяка», которые я так любила в дошкольном детстве. Там есть ещё и второй пласт, христианский, и третий, сугубо корейский, но это другой разговор.
Никакой апологетики, эстетизации агрессии и насилия в сериале нет, наоборот – он может воспитать отвращение к доминированию и агрессии. Кровища, кишки, расколотые черепа – выглядит мерзко, вообще-то.
В этом плане сериал противоположен тем жуткого качества боевикам, которые мы в младшей школе конца 80-х употребили несметное количество. Вот уж где после просмотра хотелось срочно сокрушить всё вокруг или, по крайней мере, научиться такому – ведь это так красиво и легко.
В целом, послание фильма чётко против не только глобального капитала, но и социал-дарвинизма как ролевой модели, которую этот капитал навязывает эксплуатируемым низам, чтобы разбить их солидарность, не дать создаться кругам доверия. Положительные герои принадлежат к низшим социальным стратам, которым не удалось переместиться хотя бы на ступеньку выше, а самые страшные злодеи – self-made men «рабоче-крестьянского» происхождения, убеждённые людоеды, готовые не раздумывая уничтожить ближнего, потому что ведь так устроен мир – или ты окажешься на вершине «пищевой цепочки», или тебя сожрут.
Кстати, видимо, социал-дарвинистам шоу тоже понравилось, и это неудивительно. Ведь нравится же преступному миру «Крёстный отец».
Итак, факторы мирового триумфа:
1) очень простой киноязык, откровенный разговор со зрителем;
2) легко читаемый знакомый образ вселенной: территория игры как аллегория классовой конструкции глобального мира, Старик-Ростовщик как корень зла, его приятели «випы» - подчёркнуто белые люди (мотив колониальной эксплуатации),
3) реалистичная модель общества с крайне редкими альтруистами и злодеями и абсолютно преобладающими конформистами, которая не требует от зрителя нравственных терзаний, почему он до сих пор не герой, - это не его вина, а обстоятельств, в которых он находится;
4) понятная мотивация поступков персонажей (обратной стороной является предсказуемость сюжета, но это скорее плюс – зрителю всегда приятно предугадывать);
5) и наконец, last but not least, групповые детские игры на свежем воздухе: взрослые погружаются в приятные воспоминания, дети учатся – и уже играют в кальмара.
Комментариев нет:
Отправить комментарий