Политкомиссия революционных
коммунистов-социалистов
(интернационалистов)
по созданию
Всемирной Единой Партии-Государства трудящихся


La Commission Politique des Communistes-Socialistes Révolutionnaires (Internationalistes)
pour la Fondation de l'Unité Parti-Etat Mondial des Travailleurs



Лаборатория мир-системного анализа
Фонда "Центр марксистских исследований"


четверг, 23 июля 2015 г.

Алексей Маратов: О красной имперщине

Все мы смотрели крутые американские вестерны. Моё внимание в этих фильмах всегда привлекали вовсе не красивые ковбои с меткими фразами, а индейцы. Да, индейцы. Меня всегда удивлял тот факт, что будучи достаточно разумными и хитрыми, эти люди по окончании дня постоянно проводили свои странные обряды: прыгали вокруг костра, водили хороводы вокруг истуканов, надеясь, что наступит момент, и после очередного поклонения божеству, оно чудесным образом поможет племенному союзу в его борьбе, восстановит порядок и свернёт шею проклятым белым варварам. Итог индейского сопротивления нам известен.

Российское левое движение знает много болезней. Так что, собственно, изменится, если на место истукана поставить икону с ликом «русского царя Сталина» и фотографии счастливого советского прошлого, а вместо индейцев – «коммунистов»? Собственно, ничего. Хотя следует заметить, что это не простая ностальгия, поскольку большое число участников и вовсе не застало СССР, это определённого рода культ, суть которого заключается в том, что вернётся некий «красный царь» и возродит «красную империю». Именно об этом и пойдёт речь в данной статье.


Казалось бы, имперские амбиции и ностальгирование по великому прошлому должны быть прерогативой разных правых политических течений, которые хотят видеть Россию могучей империей, неким самодовлеющим царством, которому все остальные страны подчиняются, а на верху этой величественной пирамиды находится «царь». Увы, такое заболевание присутствует и в среде т.н. «коммунистов», у которых советский патриотизм и имперские амбиции в значительной степени определяют убеждения. В извращённом понимании этих людей марксизм – это поклонение Ленину-Сталину, идеализация советского прошлого и так далее. Зачем люди этим занимаются, спросите вы? Подобно индейцам, скачущим вокруг истукана, они надеются, что рассказав всем вокруг как чудесно было в Советском Союзе и какой Сталин хороший, народ вдруг «очнётся», скажет: «Ёлки-палки, да мы же, мать его, советский народ!» и пойдёт направлять на "путь истинный" всех и вся, попутно устанавливая советскую власть. Смешно? Вовсе нет, ибо такие «коммунисты» ещё более опаснее всякого националиста и другого врага из противоположного лагеря. Почему? Потому что они агитируют за свою идею новичков, потому что они вносят разлад в марксистское образование, потому что они занимаются откровенным  шарлатанством в спектре подмены понятий научного коммунизма обычным советским патриотизмом.
Перед тем, как начать раскрывать сущность марксистского взгляда на государство в противовес советским патриотам, хочу заметить, что подобная идея «осветления советского прошлого», которая якобы принесёт неслыханные плоды и народ поднимется, уже существовала на практике. Собственно, что ещё оставалось на практике делать советским бюрократам, которых не пустили прямо к кормушке? Образовать свою КПСС 2.0, назвав уже КПРФ. Чем занималась КПРФ после распада СССР? Она, может быть раскрывала сущность классового общества, создавала рабочие ячейки и готовила кадры для агитационной работы? Нет, она лишь говорила, как хорошо жилось в Советском Союзе, писала длиннющие оды Сталину. И что же изменилось? КПРФ тоже всерьёз надеялась, что такой вот «простой и понятной» всякому гражданину информацией она всколыхнёт массы, ибо нет ничего легче, чем писать о том, как раньше хорошо жилось, какой хороший Сталин-Ленин, какая была сверхдержава. Так или иначе, этот неудачный опыт КПРФ повторяют и сегодняшние коммунисты, пусть даже которые открестились от КПРФ и ведут собственную «пропаганду». Собственно, такая вот пропаганда "коммунистов" просто сдуется как карточный домик при первой же волне мощной антикоммунистической пропаганды с телевидения. У большинства из них образ сильного государства с красным флагом изменится на образ не менее сильного государства с триколором. Почему?

Во-первых, в своей пропаганде они постоянно оглядываются назад, надеясь, что «истукан» прошлого оживёт и чудесным образом спасёт их. Увы, мы живем в реальном мире и сказочные представления о действительности только вредят практической работе.

Во-вторых, их пропаганда – пустая эмоциональная привязка, связанная не с марксизмом, которому по духу чужда всякая архаика, а с государственничеством вообще. Ничего общего с «мы раздуваем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землёй» тут и в помине нет. Скорее «боже царя генсека храни».

Собственно, такие красные патриоты не очень отличаются от своих собратьев – патриотов царской или путинской России, которую первые без перебоя оскорбляют. Сами-то не далеко ушли: вам стоит заменить триколор на красный флаг, а Путина\Николая II на Сталина – сущность не изменится. Вот вам и эмоциональное восприятие. Различия то всего лишь формальные, качественно никаких отличий нет.

Если говорить о марксисте, то его эмоциональная составляющая мышления сосредоточена в области бесконечного познания и самопознания, разумного самоограничения и неприятия всякой буржуазной идеологии; высшей формы коллективизма - той зоны комфорта, которая простирается намного дальше подъезда, города, страны и нации. Рациональная же составляющая ориентирована на на строгий инструментарий научного познания, на самокритичность и объективность.

У лжекоммунистов советский патриотизм представляет собой крайнюю точку эмоционального мышления. Причем этот идеологический выродок, называемый ими совпатриотизмом, ориентирован исключительно на прославление всего советского, закрывая глаза на "небольшие" поражения. Ну и чем же такой их «сов патриотизм» отличается от обычного буржуазного патриотизма? Цветом флага и выбором вождя, всё остальное неизменно: сверхдержава, имперские амбиции, расширение территории, сферы влияния, красивые и пафосные парады, государственная эстетика. Этот культ государства остаётся таким же неизменным, обычный патриотизм, но в других красках. Что же находится в области рационального? Практический ничего. Ряд "нужных" цитат классиков и все, но к этому мы еще вернемся.

Замечу, что мы не спорим о необходимости «социалистического патриотизма» только в том случае, если, отдельно взятая социалистическая страна воспринимается как отечество для всех рабочих, а не отдельная имперская родина, и что понятие «социалистического патриотизма» означает любовь не к отдельно взятой стране или нации, а именно ко всему миру, ибо родина пролетария – весь земной шар без дележа границ. Задачей же пролетариата является не создание сверхимперии, а создание пролетарского государства, что будет вовсе не империей, а очагом мировой революции и которое, безусловно, после определенного развития начнёт отмирать. Утверждать, что задачей коммунистов является создание империи от Карпат до Владивостока – значит не быть коммунистом вовсе: настоящие коммунисты отбрасывают от себя всякую имперщину, им чужд культ государства. К сожалению, всё это непонятно нашей "красной вате", ибо её идеал вовсе не отмирание государства, а скорее, его усиление, где коммунизм остаётся пустым звуком и красивой утопией. 

Под усилением социалистического государства понимается не усиление классовой борьбы, обострение классовых противоречий, как писал Сталин, а просто создание мощного ВПК и грозного образа в глазах мировой общественности.

Что же есть марксистский подход к государству? Левые патриоты сейчас могут упрекнуть нас в том, что мы, как анархисты, отрицаем государство, и вообще погубим государство, если придём к власти. Напомню, что марксисты вовсе не отрицают государство. Мы воспринимаем его как необходимый этап развития общества, мы прекрасно понимаем, что отмирание государства – длинный путь и за один день оно не исчезнет. Государство для пролетариата – лишь инструмент подавления класса буржуазии, но никак не культ и тем более не истукан, вокруг которого надо плясать, обожествлять и тем более, с его помощью проводить имперскую политику в отношении других государств.

К сожалению, этими словами вряд ли удастся достучаться до тех, против кого эта статья адресована, ибо в голове обывателя социализм – это и есть империя, это и есть максимальное усиление государства. Коммунизм как неизбежность воспринимается как шутка из советских скучных учебников и не более того.

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать чем занимается красная вата – я приведу ниже самые известные группы «правильных красных пропаганд». Типичными тут можно выделить три группы: Политштурм, Вечерний Политрук и Весёлый Чекист, чья пропаганда как раз заключается в советской ностальгии, в имперских амбициях. Как говорится, «Сталин придёт, порядок наведёт» и, конечно же, «родину спасут массовые расстрелы».

Весёлый чекист ведёт свою пропаганду очень просто: оказывается, достаточно просто постить демотиваторы и картиночки о том, как хорошо было в СССР, шуточки о том, что всех либералов надо расстрелять. Очень «удачной» выглядит критика либеральной идеологии:

Большего, собственно, не надо. Не знаю, какой толк имеет такого рода пропаганда – известно, видимо, только "школьнику"-администратору. «Массовые расстрелы спасут Россию», - говорит он, «Встань в угол», - отвечают ему родители.

Вечерний Политрук – ещё один пациент из разряда советских патриотов. Оказывается, по мнению администраторов группы, главными врагами России и русских является вовсе не олигархическое правительство, не классовое разделение и вовсе не обнищание населения, а как раз информационная война Запада и США против России, гомосексуалисты и прочие «содомиты»: вот, оказывается, где главная проблема России сидит! Но вершиной их «коммунизма» является критика однополых браков, внимание, цитатами из библии: https://vk.com/pltrk?w=wall-64599002_20358 Это очень, к слову, по-марксистский, следует поставить туда свой «Класс», как раз аудитория подходящая.

Политштурм стоит на голову выше своих собратьев. Почему? Потому что помимо цитаток, которые должны играть, видимо, роль просвещения и восхваления Сталина со всем советским прошлым, здесь есть красиво отфотошопленные обложки. Как раз то, о чём говорилось выше: эмоциональная составляющая, за которой нет ничего рационального. Политштурм базируется всё на той же публике, что две вышеуказанные группы наряду с «СССР 2.0» – красная вата. К тому же, у всех этих трёх групп практически общие подписчики – это можно легко проверить, но не в этом суть. Политштурм представляет собой всё тот же центр бессмысленной пропаганды, нацеленной на ностальгирующую аудиторию. И если пенсионерам смотреть Политштурм мешает отсутствие у оных интернета, то у всяких "школьников" это как раз получается – просто достаточно посмотреть комментарии данной группы к определённым статьям. Достаточно и того, что и Ленин, и Сталин здесь изображаются не как интернационалисты, а как самые настоящие державные русские патриоты, что спасли страну от коварного Запада. Идеологическая импотенция и идейная ограниченность бросаются в глаза. Но всё это было бы пустыми словами, если Политштурм действительно «не палился» на т.н. имперщине.

Об имперщине группы красноречиво говорит то, что администраторы решили изобразить Владимира Ильича настоящим русским шовинистом, обрезав цитату https://vk.com/wall-78974213_8672

Из цитаты обыватель может сделать вывод, что Владимир Ильич стоит против независимости Украины как таковой. Но давайте прочитаем цитату полностью:

«Если великорусский коммунист настаивает на слиянии Украины с Россией, его легко заподозрят украинцы в том, что он защищает такую политику не по соображениям единства пролетариев в борьбе с капиталом, а по предрассудкам старого великорусского национализма, империализма. Такое недоверие естественно, до известной степени неизбежно и законно, ибо веками великороссы впитывали в себя, под гнетом помещиков и капиталистов, позорные и поганые предрассудки великорусского шовинизма. Если украинский коммунист настаивает на безусловной государственной независимости Украины, его можно заподозрить в том, что он защищает такую политику не с точки зрения временных интересов украинских рабочих и крестьян в их борьбе против ига капитала, а в силу мелкобуржуазных, мелкохозяйских национальных предрассудков. Ибо опыт показывал нам сотни раз, как мелкобуржуазные «социалисты» разных стран – всякие якобы социалисты польские, латышские, литовские, грузинские меньшевики, эсеры и прочие – перекрашивались в сторонников пролетариата с единственной целью протащить обманом политику соглашательства с «своей» национальной буржуазией против революционных рабочих».

- В. И. Ленин, «Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным»


И после этого всего Политштурм будет утверждать, что он какой-нибудь интернациональный марксистский вестник? Это намеренное искажение есть ничто иное, как проявление как раз тех самых имперских амбиций и русского шовинизма. Так чьи интересы Политштурм выражает и защищает? Ваты или марксистов? Явно не вторых: это не марксистский паблик, это сосредоточие обычного буржуазного патриотизма, что изнутри старается исказить марксизм.

Возвращаясь к тематике пропаганды необходимо упомянуть такое явление, как цитатничество. Почему оно не может сегодня являться успешной формой пропаганды марксизма?

1. Цитаты о величии революции, СССР и  лично Ленине не в состоянии заинтересовать человека изучением марксизма. Они могут лишь создавать культ революции, СССР и лично Ленина и ничего более.

2. Постоянное цитирование прививает несамостоятельность мышления, прививает отказ от критического осмысления, как отдельных положений марксизма, так и его практического воплощения. Идейная критика подменяется догматизмом. Для догматика нечто не является верным не потому что оно не соответствуют действительности, а потому что  это нечто противоречит высказываниям Ильича. Такова обратная сторона "борьбы с ревизионизмом", которая заключается не в развитии марксизма в соответствии конкретными историческими условиями, а заучивание и абсолютизирование каждого сказанного слова или действия Ленина-Сталина, не учитывая исторический контекст происходящего. Попросту говоря, отдельные тактические компромиссы (которые были неизбежностью) становятся для них рецептом на все случаи жизни.

Отдельные статьи, посвященные разоблачению откровенно идиотских антисоветских мифов разобраны относительно неплохо, но ничего нового в данный жанр товарищи не привнесли. На этом плюсы заканчиваются.

Для того, чтобы убедиться в справедливости обвинений достаточно заглянуть в данный паблик и почитать комментарии подписчиков, которых объединила правильная красная пропаганда. Нытье и рабские возгласы "Эх, ну, где же Сталин?", параноидальный дискуссии в которых хорошим тоном являются не аргументы, а крики "Ах ты либераст/путинист/прозападная тварь" и угрозы отправить оппонента в гулаг. Все по "заветам Ильича".

Вывод.

Не смотря на то, что у каждой перечисленной группы есть свои особенности: у кого-то демотиваторы, у кого-то Путин, а у кого-то вырванные цитатки, что заменяют полноценное марксистское научное образование, смысл у них один – пропагандировать то, что всегда нравится красным патриотам – империя, сильная рука, могучее государство. В некоторых случаях добавляется шовинистическая риторика. Как уже было подтверждено выше, ничего общего это с марксизмом не имеет и иметь не может. Всю бессмысленность их пропаганды подтвердил предыдущий опыт таких вот агитаций.

Не нужно смотреть на то, что их много. Меньшевиков и эсеров тоже некогда было много, и все они играли на идейной незрелости части тогдашней левой молодежи. Конечный результат нам известен: будучи на словах революционерами, и меньшевики, и эсеры на деле проводили буржуазную политику, противоборствуя коммунистам.

Так или иначе, «тотальная красная пропаганда» базируется на непостоянной ватной публике, которая в любой момент может сменить один флаг на второй, и ровно с такими же идеями и мыслями встать в ряды другого, кто пообещает «сильную империю». Это та же самая публика, что сперва громко аплодировала казни короля, а через время – и самих революционеров. Правда, из всяких ватруков и чекистов, в лучшем случае, выйдут ряды красной реакции, а не настоящие революционеры, особенно если учесть абсолютно антимарксисткие взгляды указанных групп. Основная же аудитория этих групп является по сути просто попутчиками, которые в реальной борьбе будут чуть более, чем полностью бесполезны и только какое-нибудь чудо сможет вознести их на политический олимп, где они создадут свою КПРФ 2.0.

Ну что ещё здесь можно сказать? Удачно поноситься с плакатами Сталина и Брежнева, вы без знания теории просто безнадёжны. Скиньте маску, ребята, убери интернациональное знамя, убери изображения вождей, за которыми вы постоянно прячетесь – и мы увидим очередного «крошку Цахеса»  из сказок Гофмана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...