Видные деятели утопического рабочего коммунизма(слева на право: Бланки, Вейтлинг и Венедей)
Утопический рабочий коммунизм развивался в начале эпохи индустриализации, в первой половине XIX века. В то время только Великобритания имела развитую крупную капиталистическую промышленность. Для континентальной Европы всё ещё было характерно преимущественно мелкое кустарное производство, поэтому основным социальным базисом утопического рабочего коммунизма были подмастерья. Последние занимали социальное положение между мелкой буржуазией и современным промышленным пролетариатом. Утопический рабочий коммунизм был теоретическим выражением эпохи, в то время когда классовый антагонизм между буржуазией и пролетариатом был уже чётко ощутим, но практический опыт классовой борьбы был ещё весьма мал. Поэтому его наиболее прогрессивным направлением была критика капитализма, в то время как предлагаемые им решения были незрелыми.
Он состоял из реформистско-кооперативного, синдикалистско-антиполитического и политического повстанческого крыльев.
Оуэнисты стремились к массовому созданию кооперативов и товариществ. Эти кооперативы предназначались для скупки капитала или его вытеснения с рынка. Со временем кооперативы превратились в мелкобуржуазную коллективную форму товарного производства с плавными переходами в капиталистические объединения. Романтизированный взгляд на кооперативы сохраняется и по сей день в партийном марксизме, анархо-синдикализме и коммунистическом анархизме (Пётр Кропоткин, Эрих Мюзам). У последнего эта идеализация кооперативов и товариществ связана с романтизированным взглядом на крестьянство. Однако при капитализме крестьянство эксплуатирует наёмный труд сельского пролетариата уже в эмбриональной форме, и эта эксплуатация плавно переходит в крупную аграрную буржуазию.
Антиполитическое синдикалистское крыло (Джеймс Э. Смит, Джеймс Моррисон) утопического рабочего коммунизма стремилось бороться с капитализмом посредством мощных профсоюзов. Однако в ходе капиталистического развития профсоюзы оказались бюрократически отчуждёнными формами воспроизводственной классовой борьбы в рамках капитализма. При этом синдикализм обладал весьма здоровыми антиполитическими тенденциями. Синдикалистское течение утопического рабочего коммунизма стало прародителем анархо-синдикализма. Последний и сегодня утверждает о создании «революционных профсоюзов». Однако сама история анархо-синдикализма доказывает, что «революционных профсоюзов» быть не может. Сегодняшний коммунизм перенимает антиполитические тенденции раннего синдикализма, но сочетает их с последовательной враждебностью к профсоюзам.
В противоположность этому политическое течение утопического рабочего коммунизма стало идеологическим прародителем партийного марксизма (ранняя социал-демократия до 1914 г. и ленинизм). Уже тогда оно раскололось на реформистское и объективно путчистское (субъективно «революционное») крыло. Политика – это государственная форма организации классового общества. Государство по своей сути является принципиально социально-реакционным. Чтобы выстоять в глобальной конкуренции, государство в индустриальную эпоху должно быть буржуазным национальным государством. В противоположность этому социально-эмансипационное общество может быть только безгосударственным. Следовательно, коммунизм может быть только абсолютно антигосударственным и антиполитичным. Основываясь на практическом опыте классовой борьбы мирового пролетариата, мы можем утверждать это сегодня с абсолютной уверенностью.
Утопическому рабочему коммунизму не хватало такого практического опыта. Сегодня мы должны ясно заявить, что политическая ориентация некоторых направлений утопического рабочего коммунизма была объективно антикоммунистической. Политическое реформистское крыло (Уильям Ловетт, Генри Хетерингтон и Этьен Кабе) выступало за всеобщее избирательное право, которого в то время ещё не существовало даже в парламентских демократиях, чтобы политики могли проводить социальные реформы в интересах рабочего класса. Это крыло утопического рабочего коммунизма объективно было течением парламентского социал-реформизма.
Во второй половине 1830-х гг. от парламентского социал-реформистского течения откололась объективно путчистская, субъективно революционная фракция. Она стремилась бороться за политическую власть путём восстаний. Это была объективно антикоммунистическая тенденция, поскольку коммунизм после завоевания политической власти может лишь трансформироваться в социально-реакционный антикоммунизм. Коммунизм может стать материальной силой только посредством антиполитического разрушения государства. Пролетарская организация авангарда должна была вести эту объективно социально-реакционную борьбу за политическую власть. Во Франции было создано подпольное и нелегальное Общество времён года, а в Германии – Союз справедливых. Эти организации стремились к переходной политической диктатуре, которая разрушила бы политические барьеры социальной эксплуатации и угнетения. Однако политическая государственная диктатура может воспроизводить только капиталистическую эксплуатацию; только антиполитическая диктатура пролетариата, которая разрушает государство и открывает путь к бесклассовому и безгосударственному обществу, является подлинно антикапиталистической. Мы можем сказать это сегодня совершенно ясно, поскольку имеем достаточный практический опыт борьбы с правящими «коммунистическими» политическими партиями. Утопический рабочий коммунизм ещё не имел такого практического опыта. Ключевыми теоретиками объективно путчистского крыла утопического рабочего коммунизма были Луи Огюст Бланки, Теодор Дезами и Вильгельм Вейтлинг.
Союз справедливых был образован в 1836-1838 гг. в результате откола пролетарского крыла от буржуазно-республиканского Союза отверженных. Он состоял в основном из странствующих пролетариев-подмастерьев и имел наднациональную организацию. Отделения Союза существовали во Франции, где руководство Союза находилось до осени 1846 г. в Германии, а затем – в Англии и Швейцарии. Вильгельм Вейтлинг написал программу Союза в 1839 г. в виде текста "Человечество как оно есть и каким оно должно было бы быть". В этом труде Вейтлинг и Союз справедливых заявляли о своей приверженности коммунистической общинной собственности на имущество и о том, что пролетариат в своём социальном освобождении может полагаться только на собственные силы. Помимо субъективно революционного, но объективно путчистского течения, в Союзе справедливости существовало также объективно парламентское социал-реформистское крыло.
В 1839 г. Союз справедливых через своё парижское отделение участвовал в путчистской борьбе за политическую власть в Париже, организованной утопическим коммунистом Луи Огюстом Бланки и его тайным сообществом Времена года. Эта попытка переворота, однако, провалилась. В результате лидеры Союзa справедливости были высланы из Франции, после чего его центр переместился в Англию. В Лондоне подпольная организация основала в 1840 г. общественную Ассоциацию рабочего образования. Эта ассоциация, как и сам Союз справедливости, трансформировалась в наднациональную рабочую организацию. В 1840-х гг. утопический коммунистический Союз справедливости трансформировалась в марксистский Союз коммунистов.



Комментариев нет:
Отправить комментарий