Отец Густаво Гутьеррес (Gustavo Gutiérrez) — священник-доминиканец из Перу, богослов, который считается основателем теологии освобождения — направления теологии, сосредоточенного на проблемах бедности и бедных, возникшего из озабоченности соблюдением социальной справедливости в 1960-е годы в странах Латинской Америки.
В 1971 году Густаво Гутьеррес написал фундаментальную работу A Theology of Liberation: History, Politics, Salvation («Теология освобождения: История, Политика, Спасение»), в которой изложил представление о том, что христианская любовь побуждает к солидарности с бедными и к протесту, направленному на освобождение от угнетения.
С теологией освобождения связано формирование одного из современных принципов социального учения Католической церкви — «преимущественного (преференциального) выбора в пользу бедных» (The preferential option for the poor или сокращенно Option for the poor). В своей работе отец Густаво Гутьеррес писал, что этот принцип, принцип заботы о бедных, укоренен в Ветхом и Новом Заветах и является важной частью Евангелия Иисуса Христа.
Так, Ветхий Завет неоднократно предупреждает о том, что богатые не должны угнетать бедных и высказывает сочувствие бедным. В апостольский период раннего христианства суровые обличения богатых отражены в послании апостола Иакова. Сам Иисус, согласно Евангелию, говорил о том, что в день Страшного Суда люди будут судимы в соответствии с тем, как они относились в первую очередь к бедным, страдающим, наименее защищенным людям.
Каноническое право Католической церкви в соответствии с этим указывает на необходимость для христиан содействовать социальной справедливости, и этот принцип «преимущественного выбора в пользу бедных» отражен в Копендиуме социального учения Католической церкви, где он трактуется более широко, чем только материальная бедность.
Теология освобождения не ограничивается одними традиционными призывами помогать бедным в форме благотворительности, но призывает к социальным переменам. В частности, отец Густаво Гутьеррес пишет о том, что причиной бедности являются несправедливые и греховные социальные структуры, она связана с тем, как неверно устроено общество.
Такие положения теологии освобождения, призыв к социальным переменам, вплоть иногда до согласия с революционными методами борьбы, вызвали немало споров и возражений в католичестве в прошлом. Теология освобождения всегда рассматривалась католическими консерваторами как искаженная марксистская версия Евангелия. Более того, они даже считали теологию освобождения инструментом советских коммунистов, с помощью которого те разжигали революцию в Латинской Америке и за ее пределами в разгар холодной войны.
Особенно осуждающая оценка теологии освобождения доминировала после избрания в 1978 году Папы Иоанна Павла II, поляка, пришедшего из-под железного занавеса и очень хорошо представлявшего советскую угрозу. Вслед за его избранием в 1980 году на президентских выборах США победил Рональд Рейган.
Рональд Рейган и Иоанн Павел II содействовали историческому приговору советской империи. В этот период Иоанн Павел вместе со своим помощником, префектом конгрегации доктрины веры, кардиналом Йозефом Ратцингером, будущим Папой Бенедиктом XVI, подавлял теологию освобождения и заставлял молчать ее наиболее активных сторонников.
Сейчас, однако, оценка теологии освобождения стала меняться.
В начале мая текущего года в Фордемском университете Нью-Йорка прошло мероприятие The Imperative of Hope: Recovering the Prophetic in Christian Life Today («Императив надежды: возвращение пророчества в христианской жизни сегодня»), где выступал отец Густаво Гутьеррес. Он рассказал, в частности, о своей книге 1971 года и заявил:
«Теология освобождения, от первой до последней строки, против марксизма». Он объяснил, что Карл Маркс рассматривал христианство критически, в негативном ключе — как средство угнетения, в то время как теология освобождения утверждает обратное: христианство приносит освобождение, а освобождение включает в себя социальную жизнь.
Папа Франциск, которого самого нередко называют марксистом из-за его критики неравенства и капитализма, поставил проблему нищеты и нужды бедных во главу угла повестки дня церкви. В 2013 году он отверг ярлыки «марксизма» и «коммунизма», словами: «Я встречал много марксистов в своей жизни, которые были хорошими людьми, поэтому не чувствую себя обиженным».
Выделяя в служении церкви принцип «преимущественного выбора в пользу бедных», Папа Франциск, по мнению наблюдателей, способствует новому принятию теологии освобождения. Официальная газета Ватикана L’Osservatore Romano (Римский обозреватель) писала, что с избранием Папы Франциска теология освобождения не может более «оставаться в тени, в которую она была низведена в течение нескольких лет, по крайней мере, в Европе». В сентябре 2013 года состоялась встреча Папы Франциска с отцом Густаво Гутьерресом.
Союзником Папы Франциска стал префект Конкрегации доктрины веры (т.е. Инквизиции), немецкий богослов кардинал Герхард Мюллер, назначенный на эту должность еще Бенедиктом XVI. Перед тем, как стать высоким церковным иерархом, Герхард Мюллер проводил каждое лето в течение 15 лет в Перу, изучая теологию в бедных регионах. Там он подружился с Густаво Гутьерресом и в определенной мере приобщился к теологии освобождения.
Епископ Герхард Мюллер и отец Густаво Гутьеррес
представляют книгу «На стороне бедных»
(Фото опубликовано traditioninaction.org)
В 2004 году, спустя два года после его рукоположения во епископы, вышла совместная книга Мюллера и Гутьерреса, которая назвалась On the Side of the Poor. The Theology of Liberation («На стороне бедных. Теология освобождения»). Вначале книга не привлекла к себе большого внимания. Однако, позднее, когда вышел ее перевод на итальянский язык, это было отмечено L’Osservatore Romano.
В этой книге Герхард Мюллер охарактеризовал теологию освобождения как одно из «наиболее значимых течений католической теологии 20 века», которое помогло церкви преодолеть разрыв между «земным счастьем и сверх-земным спасением».
В прошлом году отец Густаво Гутьеррес выступал на презентации книги кардинала Герхарда Мюллера Poor for the Poor: The Mission of the Church («Бедность для бедности: Миссия церкви»), для которой он написал две главы, сосредоточенные в значительной степени на теологии освобождения, а предисловие к этой книге которой сделал Папа Франциск.
В интервью в связи с презентацией книги кардинал Мюллер горячо поддержал теологию освобождения, заявив, что она «основана на теологии слова и не является человеческой идеологией». «Это богословие — не идеология, — говорит Мюллер. — Она основана на действительной теологии, основана на слове Бога. Через его слово мы можем быть спасены. Только Бог и его слово могут спасти человечество».
Это необычное изменение области теологии, которая сосредотачивается на роли Иисуса Христа в искуплении человечества не только от греха, но и от несправедливых политических, социальных и экономических условий. Ватиканское ведомство, которое возглавил Герхард Мюллер, прошло долгий путь, начиная с цензуры теологии освобождения и осуждения ряда ее авторов.
Процесс реабилитации теологии освобождения продвинулся еще на один шаг вперед, когда отец Густаво Гутьеррес выступил с речью на официальной пресс-конференции Ватикана, открывшей крупный съезд церковного отдела по благотворительности — международной организации Caritas Internationalis («Каритас«).
Как отмечается в публикации издания National Catholic Reporter (Национальный католический репортер): «Произошел поразительный поворот событий для Гутьерреса, слабого человека, который ходит с тростью, энергично жестикулирует руками и говорит по-английски с запинками. Гутьеррес является в некотором смысле Йодой (персонажем саги Звездных войн) католицизма: маленький, но мудрый, переживший ругань и изгнание, и теперь могущий видеть труд своей жизни оправданным, возможно, до такой степени, что его учение о бедных становится частью церковной архитектуры, а не угрозой его фундамента».
Папа Франциск привествует отца Густаво Гутьерреса
на Национальном миссионерском конгрессе Италии
22 ноября 2014.
(Фото опубликовано americasurvival.org)
«Возможно, вы думаете, что название теологии освобождения не нужно? — говорил Густаво Гутьеррес во время 90-минутного обсуждения перед переполненным залом, — Наименование освобождения означает спасение. Теология освобождения является богословием спасения, то есть исповеданием веры».
«Я не беспокоюсь по поводу будущего теологии освобождения, — сказал Гутьеррес. — Я беспокоюсь о будущем моего народа и моей церкви».
Отец Густаво Гутьеррес вспомнил американских евангельских протестантов, которые посетили его с визитом, и сразу же спросили его о позиции теологии освобождения в отношении израильско-палестинского конфликта. «Мой друг, — ответил он, — вы думаете, теология освобождения является политической партией, и я ее генеральным секретарем?» Это вызвало смех.
Но еще сохраняются некоторые критики, особенно на правом фланге католической церкви, которые считают, что теология освобождения входила в коммунистический заговор, а такие люди, как Гутьеррес, распространяют угрозу, пережившую Советский Союз и КГБ.
Католическое агентство новостей недавно опубликовало интервью с Ионой Михаем Пачепой, который служил в тайной полиции коммунистической Румынии, а затем в 1978 году сбежал в США. Пачепа утверждает, что теология освобождения на самом деле «родилась в КГБ, и … КГБ придумал это название». «Я недавно просмотрел книгу Гутьерреса «Теология освобождения», и у меня возникло ощущение, что она была написана на Лубянке», — заявил Пачепа, подразумевая московский центр КГБ.
Когда об этих претензиях спросили самого отца Густаво Гутьерреса, он просто приставил палец к своей голове и повертел у виска, чтобы таким образом показать, насколько подобные представления считает безумными. «Это не заслуживает внимания и двух минут», — сказал он.
Отец Густаво Гутьеррес, как отмечается в публикации National Catholic Reporter, больше беспокоится о Папе Франциске и о том, что Папа сталкивается с оппозицией. Гутьеррес отмечает, что критики часто обвиняют Папу в том, он марксист, и обеспокоены его желанием, чтоб церковь стала «бедной церковью для бедных». Это заклинание Папы могло бы придти прямо от взглядов Гутьерреса о том, что находится в сердце послания Иисуса, — утверждает автор статьи либерально-католического издания.
«Мы не можем считать, что он один в своей борьбе за возврат к Евангелию, — цитирует издание слова отца Густаво Гутьерреса о Папе, — Это должна быть также наша борьба».
Список использованных публикаций:
* National Catholic Reporter Liberation theology’s founder basks in a belated rehabilitation under Pope Francis
* Religion News Service / US CATHOLIC Liberation theology finds new welcome in Pope Francis’ Vatican
* National Catholic Reporter With Vatican doctrinal czar, liberation theology pioneer reflects on troubles
* Associated Press Founder of Liberation Theology hailed at Vatican
* Сatholic News Agency Former Soviet spy: We created Liberation Theology
Автор: Елена Преображенская
В 1971 году Густаво Гутьеррес написал фундаментальную работу A Theology of Liberation: History, Politics, Salvation («Теология освобождения: История, Политика, Спасение»), в которой изложил представление о том, что христианская любовь побуждает к солидарности с бедными и к протесту, направленному на освобождение от угнетения.
С теологией освобождения связано формирование одного из современных принципов социального учения Католической церкви — «преимущественного (преференциального) выбора в пользу бедных» (The preferential option for the poor или сокращенно Option for the poor). В своей работе отец Густаво Гутьеррес писал, что этот принцип, принцип заботы о бедных, укоренен в Ветхом и Новом Заветах и является важной частью Евангелия Иисуса Христа.
Так, Ветхий Завет неоднократно предупреждает о том, что богатые не должны угнетать бедных и высказывает сочувствие бедным. В апостольский период раннего христианства суровые обличения богатых отражены в послании апостола Иакова. Сам Иисус, согласно Евангелию, говорил о том, что в день Страшного Суда люди будут судимы в соответствии с тем, как они относились в первую очередь к бедным, страдающим, наименее защищенным людям.
Каноническое право Католической церкви в соответствии с этим указывает на необходимость для христиан содействовать социальной справедливости, и этот принцип «преимущественного выбора в пользу бедных» отражен в Копендиуме социального учения Католической церкви, где он трактуется более широко, чем только материальная бедность.
Теология освобождения не ограничивается одними традиционными призывами помогать бедным в форме благотворительности, но призывает к социальным переменам. В частности, отец Густаво Гутьеррес пишет о том, что причиной бедности являются несправедливые и греховные социальные структуры, она связана с тем, как неверно устроено общество.
Такие положения теологии освобождения, призыв к социальным переменам, вплоть иногда до согласия с революционными методами борьбы, вызвали немало споров и возражений в католичестве в прошлом. Теология освобождения всегда рассматривалась католическими консерваторами как искаженная марксистская версия Евангелия. Более того, они даже считали теологию освобождения инструментом советских коммунистов, с помощью которого те разжигали революцию в Латинской Америке и за ее пределами в разгар холодной войны.
Особенно осуждающая оценка теологии освобождения доминировала после избрания в 1978 году Папы Иоанна Павла II, поляка, пришедшего из-под железного занавеса и очень хорошо представлявшего советскую угрозу. Вслед за его избранием в 1980 году на президентских выборах США победил Рональд Рейган.
Рональд Рейган и Иоанн Павел II содействовали историческому приговору советской империи. В этот период Иоанн Павел вместе со своим помощником, префектом конгрегации доктрины веры, кардиналом Йозефом Ратцингером, будущим Папой Бенедиктом XVI, подавлял теологию освобождения и заставлял молчать ее наиболее активных сторонников.
Сейчас, однако, оценка теологии освобождения стала меняться.
В начале мая текущего года в Фордемском университете Нью-Йорка прошло мероприятие The Imperative of Hope: Recovering the Prophetic in Christian Life Today («Императив надежды: возвращение пророчества в христианской жизни сегодня»), где выступал отец Густаво Гутьеррес. Он рассказал, в частности, о своей книге 1971 года и заявил:
«Теология освобождения, от первой до последней строки, против марксизма». Он объяснил, что Карл Маркс рассматривал христианство критически, в негативном ключе — как средство угнетения, в то время как теология освобождения утверждает обратное: христианство приносит освобождение, а освобождение включает в себя социальную жизнь.
Папа Франциск, которого самого нередко называют марксистом из-за его критики неравенства и капитализма, поставил проблему нищеты и нужды бедных во главу угла повестки дня церкви. В 2013 году он отверг ярлыки «марксизма» и «коммунизма», словами: «Я встречал много марксистов в своей жизни, которые были хорошими людьми, поэтому не чувствую себя обиженным».
Выделяя в служении церкви принцип «преимущественного выбора в пользу бедных», Папа Франциск, по мнению наблюдателей, способствует новому принятию теологии освобождения. Официальная газета Ватикана L’Osservatore Romano (Римский обозреватель) писала, что с избранием Папы Франциска теология освобождения не может более «оставаться в тени, в которую она была низведена в течение нескольких лет, по крайней мере, в Европе». В сентябре 2013 года состоялась встреча Папы Франциска с отцом Густаво Гутьерресом.
Союзником Папы Франциска стал префект Конкрегации доктрины веры (т.е. Инквизиции), немецкий богослов кардинал Герхард Мюллер, назначенный на эту должность еще Бенедиктом XVI. Перед тем, как стать высоким церковным иерархом, Герхард Мюллер проводил каждое лето в течение 15 лет в Перу, изучая теологию в бедных регионах. Там он подружился с Густаво Гутьерресом и в определенной мере приобщился к теологии освобождения.
Епископ Герхард Мюллер и отец Густаво Гутьеррес
представляют книгу «На стороне бедных»
(Фото опубликовано traditioninaction.org)
В 2004 году, спустя два года после его рукоположения во епископы, вышла совместная книга Мюллера и Гутьерреса, которая назвалась On the Side of the Poor. The Theology of Liberation («На стороне бедных. Теология освобождения»). Вначале книга не привлекла к себе большого внимания. Однако, позднее, когда вышел ее перевод на итальянский язык, это было отмечено L’Osservatore Romano.
В этой книге Герхард Мюллер охарактеризовал теологию освобождения как одно из «наиболее значимых течений католической теологии 20 века», которое помогло церкви преодолеть разрыв между «земным счастьем и сверх-земным спасением».
В прошлом году отец Густаво Гутьеррес выступал на презентации книги кардинала Герхарда Мюллера Poor for the Poor: The Mission of the Church («Бедность для бедности: Миссия церкви»), для которой он написал две главы, сосредоточенные в значительной степени на теологии освобождения, а предисловие к этой книге которой сделал Папа Франциск.
В интервью в связи с презентацией книги кардинал Мюллер горячо поддержал теологию освобождения, заявив, что она «основана на теологии слова и не является человеческой идеологией». «Это богословие — не идеология, — говорит Мюллер. — Она основана на действительной теологии, основана на слове Бога. Через его слово мы можем быть спасены. Только Бог и его слово могут спасти человечество».
Это необычное изменение области теологии, которая сосредотачивается на роли Иисуса Христа в искуплении человечества не только от греха, но и от несправедливых политических, социальных и экономических условий. Ватиканское ведомство, которое возглавил Герхард Мюллер, прошло долгий путь, начиная с цензуры теологии освобождения и осуждения ряда ее авторов.
Процесс реабилитации теологии освобождения продвинулся еще на один шаг вперед, когда отец Густаво Гутьеррес выступил с речью на официальной пресс-конференции Ватикана, открывшей крупный съезд церковного отдела по благотворительности — международной организации Caritas Internationalis («Каритас«).
Как отмечается в публикации издания National Catholic Reporter (Национальный католический репортер): «Произошел поразительный поворот событий для Гутьерреса, слабого человека, который ходит с тростью, энергично жестикулирует руками и говорит по-английски с запинками. Гутьеррес является в некотором смысле Йодой (персонажем саги Звездных войн) католицизма: маленький, но мудрый, переживший ругань и изгнание, и теперь могущий видеть труд своей жизни оправданным, возможно, до такой степени, что его учение о бедных становится частью церковной архитектуры, а не угрозой его фундамента».
Папа Франциск привествует отца Густаво Гутьерреса
на Национальном миссионерском конгрессе Италии
22 ноября 2014.
(Фото опубликовано americasurvival.org)
«Возможно, вы думаете, что название теологии освобождения не нужно? — говорил Густаво Гутьеррес во время 90-минутного обсуждения перед переполненным залом, — Наименование освобождения означает спасение. Теология освобождения является богословием спасения, то есть исповеданием веры».
«Я не беспокоюсь по поводу будущего теологии освобождения, — сказал Гутьеррес. — Я беспокоюсь о будущем моего народа и моей церкви».
Отец Густаво Гутьеррес вспомнил американских евангельских протестантов, которые посетили его с визитом, и сразу же спросили его о позиции теологии освобождения в отношении израильско-палестинского конфликта. «Мой друг, — ответил он, — вы думаете, теология освобождения является политической партией, и я ее генеральным секретарем?» Это вызвало смех.
Но еще сохраняются некоторые критики, особенно на правом фланге католической церкви, которые считают, что теология освобождения входила в коммунистический заговор, а такие люди, как Гутьеррес, распространяют угрозу, пережившую Советский Союз и КГБ.
Католическое агентство новостей недавно опубликовало интервью с Ионой Михаем Пачепой, который служил в тайной полиции коммунистической Румынии, а затем в 1978 году сбежал в США. Пачепа утверждает, что теология освобождения на самом деле «родилась в КГБ, и … КГБ придумал это название». «Я недавно просмотрел книгу Гутьерреса «Теология освобождения», и у меня возникло ощущение, что она была написана на Лубянке», — заявил Пачепа, подразумевая московский центр КГБ.
Когда об этих претензиях спросили самого отца Густаво Гутьерреса, он просто приставил палец к своей голове и повертел у виска, чтобы таким образом показать, насколько подобные представления считает безумными. «Это не заслуживает внимания и двух минут», — сказал он.
Отец Густаво Гутьеррес, как отмечается в публикации National Catholic Reporter, больше беспокоится о Папе Франциске и о том, что Папа сталкивается с оппозицией. Гутьеррес отмечает, что критики часто обвиняют Папу в том, он марксист, и обеспокоены его желанием, чтоб церковь стала «бедной церковью для бедных». Это заклинание Папы могло бы придти прямо от взглядов Гутьерреса о том, что находится в сердце послания Иисуса, — утверждает автор статьи либерально-католического издания.
«Мы не можем считать, что он один в своей борьбе за возврат к Евангелию, — цитирует издание слова отца Густаво Гутьерреса о Папе, — Это должна быть также наша борьба».
Список использованных публикаций:
* National Catholic Reporter Liberation theology’s founder basks in a belated rehabilitation under Pope Francis
* Religion News Service / US CATHOLIC Liberation theology finds new welcome in Pope Francis’ Vatican
* National Catholic Reporter With Vatican doctrinal czar, liberation theology pioneer reflects on troubles
* Associated Press Founder of Liberation Theology hailed at Vatican
* Сatholic News Agency Former Soviet spy: We created Liberation Theology
Автор: Елена Преображенская
Комментариев нет:
Отправить комментарий