"... Атеизм есть гуманизм, опосредствованный с самим собой путем снятия религии, а коммунизм — гуманизм, опосредствованный с самим собой путем снятия частной собственности. Только путем снятия этого опосредствования, — являющегося, однако, необходимой предпосылкой, — возникает положительно начинающий с самого себя, положительный гуманизм. Но атеизм, коммунизм, это — вовсе не бегство, не абстракция, не утрата порожденного человеком предметного мира, не утрата принявших предметную форму сущностных сил человека, не возвращающаяся к противоестественной, неразвитой простоте нищета. Они, наоборот, впервые представляют собой действительное становление, действительно для человека возникшее осуществление его сущности, осуществление его сущности как чего-то действительного".(Карл Маркс ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА).
1. Как "снять" частную собственность
Даже тот, кто никогда не слышал о философии Гегеля, может понять суть, записанной за четыре года до Манифеста молодым Марксом, мысли. Коммунизм - это гуманизм. И атеизм - это гуманизм. Атеизм "снимает" религию. Коммунизм "снимает" частную собственность. Осталось выяснить смысл слова "снимает".
Религию и частную собственность создало человечество в ходе своего исторического развития. Ничего антигуманного в религии и частной собственности вроде нет, ведь религия и частная собственность долго служили и успешно продолжают служить людям в деле освоения мира. Более того, Маркс утверждает, что коммунизм и атеизм - это не возвращение в состояние нищеты "благородного дикаря", когда все пороки современного мира ликвидируются отказом от техники, культуры и науки. Будучи гегельянцем, Маркс утверждает, что поняв суть религии, что поняв суть частной собственности, мы можем понять причины, по которым религия и частная собственность превратились в проблему, а не остались решением. Сам Гегель не считал религию и частную собственность проблемой, для него Прусское Государство было вершиной самопознания Мирового Духа, а вот для крещеных евреев, вроде Гейне и Маркса, для маскилим, вроде Гесса и Лассаля, Прусское Государство было средоточием всех возможных пороков, из которых самым главным был консерватизм.
Как "снять" Прусское Государство и все прочие государства с их эксплуататорскими классами, милитаризмом, религиозным "опиумом", притупляющим боль, но мутящим сознание, так чтобы не просто оставить технику, культуру и науку, но превратить их в достояние всего человечества? – вот вопрос над которым размышлял Маркс. Маркса не удовлетворял ответ либералов, утверждавших, что Прусское Государство можно постепенно совершенствовать, рационализировать и гуманизировать. Маркс не соглашался и с анархистом Бакуниным, который всю проблему сводил только к государству и уповал на само-организацию свободных производителей.
Всю свою жизнь Маркс посвятил не столько революционным боям, сколько поиску той научной теории, которая позволит управлять миром лучше чем религия и частная собственность. Начал он с описания и анализа производительных сил и производственных отношений, которые действовали в его время и назвал он эту систему отношений - Капитал.