На фото - Маша Певчих
Всё просто. Согласно опросам, только около 10% россиян считали, что выиграли от приватизации и реформ. Любая политическая сила, которая хочет достичь серьезного успеха будет апеллировать не к этим 10%, а к остальным 90%. Люди любят, когда политики подтверждают их собственные настроения.Большинство россиян считает, что их в 90-е обокрали, лишили шансов на успех (я сейчас не обсуждаю так это или нет), а молодые недовольны, что все распилили без них.
ФБК говорит им: конечно вы правы, вас таких честных и замечательных подло обманули.
Первый месседж массы с энтузиазмом подтвердят. Но признав «а», надо будет признать и «б». Путин был частью этого процесса. Про него будет ключевой следующий фильм.
Итоговый политический месседж ФБК, посланный этим сериалом:
«Мы вместе с вами осудили распил 90-х, так давайте также единодушно осудим и Путина. Это не мы ведём в «проклятые 90-е», а он из них не выпускает. Только мы, а не он, готовы исправить несправедливость приватизации 90-х, отменить ее незаконные результаты и дать молодежи карьерные шансы, а непривелигированному большинству - законный кусок общественного пирога. И последние станут первыми!».
Это нормальная революционная идеология (когда нет выборов, уповать можно только на революцию), а не скучное живание либеральных соплей, которым занимаются множество эмигрантов. Услышит ли этот месседж «большая Россия»? Сильно сомневаюсь, но ФБК хотя бы пытается до нее достучаться.
P.S. Rстати, в бывшем ГДР после воссоединения Германии никто государственные квартиры не приватизировал. Они ушли государствнным корпорациям, которые слали их тем, кто там жил, а освобождающиеся сдают на рынке. За социальщиков арендную плату платит государство. Остальные платят сами. Люди с низкими доходами имеют льготы. Таким образом страна избавилась от множества трагедий, связанных с переделом собственности, черных риэлторов, убитых бабушек, интеллигентов, превращенных в бомжей ушлыми родственниками, семейных сор и разборок вокруг приватизированных квартир и многого другого зла. Немецкая система много логичней, удобней и главное безопасней, чем приватизация квартир. Этой приватизацией ельцинское окружение просто хотело купить людей, никак в это не вкладываясь.
P.P.S. Не предатели, а так получилось.
Все-таки не предатели. Все было сложнее, хотя никого оправдывать не собираюсь. Я об этом писал еще в книге 2014 года (ниже текст из нее).
Многие люди шли в начале 90-х во власть с добрыми намерениями. Обыкновенная история. Какой-нибудь идейный демократ становился большим начальником. Вскоре оказывалось, что работать в администрации из его веселых, но бестолковых соратников по демократическому движению некому. Необходимо брать на работу прежде всего бывших коммунистических чиновников, ибо у них — опыт и управленческие знания. Ну, воруют по мелочи, но если всех их выгнать, кто людьми управлять будет?
В бизнесе в подведомственном регионе в основном какие-то темные личности с криминальным прошлым — только у них с советских времен есть ресурсы и навыки, необходимые для первоначального накопления. А ведь надо поддерживать рыночную экономику, немногочисленные точки роста в только зарождающемся частном секторе. Значит, приходится помогать бизнесменам с сомнительной репутацией. А если ты все равно им помогаешь, почему же запрещать им помогать тебе (ведь предлагают все время). Ну, там пару костюмов из заграницы привезут, семье с обустройством в новой квартире помогут, родственника на работу возьмут. Так, мелочь за мелочью, а потом глядишь — уже серьезные дела завязались, совместные многомиллионные бизнес-проекты.
В результате года через три-четыре все перемешивается. Вокруг пламенного демократа — советские бюрократы, договорившиеся с приблатненным бизнесом, и полукриминальные предприниматели, научившиеся общаться на понятном бюрократам языке. И сам политик-демократ уже не то приблатненный бизнесмен, не то коррумпированный бюрократ.