Это он освободил академика Сахарова и многих политзаключенных, это он закончил бессмысленную Афганскую войну, это он положил начало процессам демократизации в тоталитарном Советском Союзе, это он взял курс на сотрудничество, а не на военное противостояние с Западом.
М.С. Горбачев очень любил свою жену, и это его высокое качество - любовь - распространялось и на других людей. Он был из тех властителей, на ком не бронза, а кожа - был живым человеком, и сумел, получив колоссальную власть, не превратиться в бездушного монстра, коих в избытке можно было наблюдать и до, и после него.
Его уход - верный знак скорых политических перемен в стране. СССР в его реинкарнации скоро тоже уйдет в прошлое, и таким образом Перестройка страны будет окончательно завершена.
Спасибо Вам большое, Михаил Сергеевич! Пусть Вам там будет хорошо вместе с Раисой Максимовной! Царствие Небесное.
----------------------
Лев Шлосберг
Эту статью я написал в 2011 году к 80-летию Михаила Горбачева. Сегодня в день его ухода, могу повторить: «Горбачев – единственный [из ныне живущих политиков], о котором можно сказать, что он изменил мир. Измененный мир ему за это благодарен и почитает его как политического титана, а выросшая на руинах СССР Россия так и не смогла определиться, чем она занята: великодержавной ностальгией по большевистской империи или строительством современной демократии.
Миллионы освобожденных им граждан России не любят (если не сказать – ненавидят) Горбачева именно за полученную ими свободу. Они не нуждались в ней, не были к ней готовы, и этот «дар напрасный, дар случайный» застал их врасплох. Нельзя сказать, что Горбачев опередил время – он одним из немногих мировых лидеров интуитивно точно услышал его и по мере сил следовал за ним, пока не устал и не отстал. Но этот его рывок до сих пор движет миром, а освобожденные соотечественники именно его – больше, чем кого-либо – винят в том, что плоды свободы оказались для них несъедобными…
…Он не мог ставить перед собой и не ставил, конечно, цель развалить СССР. Он не ставил перед собой цель развалить КПСС. Он, поднявшись на вершину власти, живым крестьянским умом увидел неестественность происходившего со страной и попытался запустить механизмы жизни в дряхлеющем теле. Его Перестройка – это в первую очередь попытка реанимации умиравшей советской системы. Но освобожденные им силы жизни не согласились развиваться в существовавших формах, они искали совершенно другие, соответствующие себе, жизненные пути, и с этого момента он вступил в гонку с ускоряющимся временем, которую в конце концов тактически, как носитель власти, проиграл, потому что вызовы жизни оказались сложнее всех предполагаемых им вариантов развития событий.
…Он – первым из мировых политиков – в 1986 году выдвинул идею безъядерного мира.
…Он, выходец из тоталитарной КПСС, смог подняться до понимания и выражения европейских гуманитарных ценностей на уровне, превосходившем уровень понимания основ мировой политики современными ему лидерами ведущих стран Запада, в том числе США. Он честно заслужил Нобелевскую премию мира.
Он показал, наконец, что первое лицо государства может быть человеческим, может быть человеком в первую очередь, может любить свою жену, может быть верным и преданным мужчиной, а не манекеном.
Может плакать, наконец.
Всю свою политическую жизнь на вершине власти он не усиливал, а ослаблял личную власть, способствовал (часто сам того не желая, но полностью сознавая смысл происходящего) созданию новых центров силы, новых векторов влияния, новых политических институтов.
…Его выбор в пользу свободы оказался сильнее, чем он сам. Сильнее, чем выросшая в несвободе страна. Сильнее, чем выстрадавший свободу, но не осознавший всех её вызовов народ.
Он выбрал стране и миру «шинель на вырост», и многим оказалось в ней очень неуютно, пусто, холодно. Если бы мы могли помнить чувство только что родившегося на свет ребенка, это, наверно, было бы очень похоже.
Он пожертвовал личной властью ради общественной свободы.
Он подал пример уважения к свободе как главному жизненному институту, главной общественной ценности современности. Он подал самый сильный во второй половине ХХ века импульс для создания стратегически новой для России и мира системы глобальных политических координат. Борис Ельцин, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, десятки мировых лидеров – все они жили, действовали, живут и действуют в эпоху Михаила Горбачева, первого и последнего президента СССР.
Он выбрал свободу и для них тоже.
…Мир все еще пытается вырасти до размеров «шинели Горбачева».
«Он выбрал свободу».
----------------------
Evgenii Ponasenkov
Что означает смерть Горбачева.
Одно уж к одному. Год должен быть мрачным во всем – поэтому уход Горбачева – это один из симптомов, символов. К нему было много вопросов, он был частью системы, но не стал кровавым диктатором – что и есть главное. Намеренно или нет, но он позволил людям получить немного времени на жизнь. Приличные люди воспользовались – но чернь не хотела работать (и не хочет) – и осталась балластом, мешающим приличным людям. В год реванша темных сил человеку с потугами к свету уже не было метафорического места. Но мрак сгущается перед рассветом.
----------------
Elena S. Galkina
С Горбачёвым мне не довелось общаться, о нём как личности знаю преимущественно из фильма Манского, в котором главное одно: Горбачёв обладал редким даром любви, и появление такого человека на вершине советской тоталитарной пирамиды - удивительная счастливая случайность.
Потому сейчас скажу только то, что достоверно знаю из рефлексии личного жизненного опыта:
я благодарна Горбачёву, что детство моё большей частью пришлось на эпоху сильнейшего пробуждения свободы - как мирного права на выбор добровольный и безопасный, а не воли кровавого бунта, и всё вокруг дышало воздухом долгожданного вызволения от сотен лет рабства, и тоталитарный гнёт линял - не в три дня, но свобода буквально росла вместе с нами каждый день.
Очень жаль, что последние десятилетия Горбачёв жил в сгущающемся аду реакции, что умер, не дождавшись нового, окончательного освобождения от мёртвой хватки зомби-империи. Но оно обязательно придёт, и скоро.
Мы, дети перестройки, постараемся.
------------------
Basil Lourié
очень мне жаль Михаила Сергеевича Горбачева.
в 1987 г. я решил, что он, скорее всего, человек искренний, и можно рискнуть и ему поверить. так и оказалось, а иначе бы сел я тогда в тюрьму.
он был из тех коммунистов, с которыми мы имели шанс закончить гражданскую войну примирением.
Царствие ему небесное.
-------------------
Ambrose Von Sievers
Ушла эпоха, рухнувших надежд, о чем он сам заявил после начала НЕвойны. Он был прав. Удивительно, что он настолько пережил всех акторов тех процессов.
Я лично видел его только 1 раз, в 1999 г. Поразило меня то, что он говорил... без южно-русского говора. Я тотчас вспомнил, что о сем мне уже разсказывали люди. Горбачев создавал искусственный образ человека из народа, как и Лигачев, между прочим.
Беседа наша была краткой и несодержательной. Человек-в -себе, с 1000 днами. Всё по контрасту с А.Н.Яковлевым, с коим я был знаком хорошо.
С его смертью отошла окончательно в прошлая эпоха пост-ялтинских соглашений. Мiр тотчас начал изменяться. С его смертью мiр еще больше изменится.
При нем приоткрылись возможности. Но не Горбачев приоткрывал их, а Сам Бог.