Политкомиссия революционных
коммунистов-социалистов
(интернационалистов)
по созданию
Всемирной Единой Партии-Государства трудящихся
во главе с Сетевым Народным Правительством


La Commission Politique des Communistes-Socialistes Révolutionnaires (Internationalistes)
pour la Fondation de l'Unité Parti-Etat Mondial des Travailleurs
dirigé par le Gouvernement Populaire Réseau




Лаборатория мир-системного анализа
Фонда "Центр марксистских исследований"

http://centrmarxissled.ucoz.ru


воскресенье, 22 ноября 2020 г.

Рустем Вахитов: Обрядоверие

 Социал-демократ П. Аксельрод в письмах к Каутскому после 2 съезда РСДРП сокрушался о том, что на Западе противостояние между разными направлениями в марксизме возникали на основе теоретических споров, а у русских эсдеков на 2-ом съезде раскол на ленинистов (большевиков) и мартовцев (меньшевиков) произошёл по «пустячному» организационному вопросу. Аксельрод писал: «поскольку я знаю историю западной социал-демократии, в большинстве из тех случаев, когда там возникали конфликты и расколы, дело шло о разногласиях программного и тактического характера, обеими сторонами понятыми и формулированными, и лишь в связи с ними получали решающее значение и организационные вопросы. У нас же разногласия даже в организационных вопросах впервые ясно и конкретно проявились только в тех методах и приемах, какими Ленин и его пособники проводили на практике всеми нами признаваемый "централизм"… В том-то и заключается чудовищность нашего положения, что на почве мелочей в партии мог возникнуть и получить господство бюрократически-бонапартистский режим!»

Ему не пришло в голову, что это очень по-русски, и что русская Реформация - Раскол была, в отличие от немецкой, также  вызвана не доктринальными, а обрядовыми вопросами. Протопоп Аввакум не прибивал к дверям Успенского собора Кремля 95 тезисов, он не спорил с Никоном о вопросе иконопочитания и правомерности существовании монашества. Русские христиане шли в горящие срубы из-за того, что … хотели креститься двумя, а не тремя перстами!

Носителю европейской культуры, каковым был Павел Аксельрод, этого не понять, у него это даже вызывает недоумение и  возмущение: раскалывать единую социал-демократическую партию  не ради доктринального вопроса (в 1902 году и большевики и меньшевики придерживались одной программы – антибернштейнианского марксизма, провозглашенного Каутским и Плехановым), а ради «уставных мелочей». Но чуть позже евразиец Петр Сувчинский хорошо скажет, что русская вера есть не просто исповедование каких-либо тезисов, но обрядоверие. Для русского важно не только придерживаться  некоторых идей в смысле теоретическом, важно еще, чтобы эти идеи приобрели экзистенциальное измерение, чтобы они облеклись в практику (и в этом Сувчинский видел близость русской культуры к туранским). 

В самом деле, в чем разногласие между Лениным и Мартовым на 2 съезде?  В вопросе: что значит быть членом социал-демократической партии? По Мартову, можно быть членом партии и вести  прежнюю жизнь – например, жизнь  зажитого скучающего буржуа, который сочувствует идеям социализма, но это сочувствие не мешает ему свои индивидуалистические интересы ставить выше партии. По Ленину все наоборот: если ты признал себя социал-демократом, признал правоту марксистского мировоззрения и необходимость бороться за освобождение трудящихся, ты должен в корне изменить свою жизнь, ты уже не будешь таким как прежде,  ты подчиняешься партии и ее вождям как солдат подчиняется генералам армии. Для Мартова партия – клуб по интересам, для Ленина – союз единоверцев и одновременно – войско (орден меченосцев, как скажет позже Сталин). 

Кстати, я давно заметил, что меньшевистское понимание партии – как  суммы индивидуальностей напоминает протестантское понимание церкви. Ведь согласно протестантскому канону Бог заключает с каждым  членом церкви индивидуальный договор и требует личностного признания Себя.  С точки зрения большевиков партия состоит не из индивидов, а из партийных организаций и каждый индивид подчиняется своей организации и только через нее может участвовать в общепартийной жизни, обрести особое «коммунистическое духовное спасение». Но точно также в православии церковь разделяется не на индивидов-верующих, а на все более малочисленные церкви и элементарной является либо домашняя, семейная церковь, либо монашеская община. Вне церкви, индивидуальным образом согласно православию, спастись нельзя. Может быть, это имел в виду Бердяев, когда говорил, что большевизм – безусловно, православная ересь?

2 комментария:

  1. ОСНОВА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ОЭФ - НАРОДОПРАВИЕ
    СТОЛКНОВЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЙ ЕСТЬ НЕИЗБЕЖНОСТЬ, В УСЛОВИЯХ НЕ ЗНАНИЯ ДИАЛЕКТИКИ

    Среда, 25 ноября 2020, 3:37 +03:00 от Белов Михаил : Может быть, я что-то не так понимаю. Но жизнь показывает, что радикалы вообще становятся вне здравого смысла или на путь откровенного предательства.
    В.Пунтус написал такую фразу: «Коммунистические производственные отношения вполне могут быть (и есть) при менее развитых производительных силах. Пример тому СССР, когда у нас было больше коммунизма (в части образования и медицины), чем в странах, где производительные силы более развиты» / 21 ноября 2020, 18:05 +03:00 от Пунтус В. /
    Марина Соколова начала критиковать Чижикова……, убежденный сторонник кхмерского народа,... Нигмати ….в абсолютной убежденности в своей непогрешимости называет Чижикова или демагогом.... Что называется, приехали…….допустим, нашел В.Петрухин ошибку в истории и объяснил как надо было делать правильно …….А чтобы искать пути выхода из них, их для начала надо обозначить.
    =====================================
    Столкновение мировоззрений -это обмен уровнями мышления, носители которого показывают свою способность, через адекватное восприятие реальной действительности, приложения знания идеологий, действующих в диалектически меняющейся общественной среде.

    Социалистических идеологий, может быть сколько угодно!
    Их содержание обусловлены уровнем владения постулатами и методом марксизма, и склонностью к интерпретации марксизма. Так "марксизм-ленинизм" является идеологией, основания которой заложил Сталин. Идеологию "марксизма-ленинизма" унаследовала КПСС, привнеся в неё свои интерпретации марксизма, чем ещё более утвердила "марксизм-ленинизм" как идеологию псевдо марксизма.

    20 век был вехой политического противостояния сторонников идей социализма (марксизм 19-20 века) и сторонников идеологических воззрений выпестованных адептами классовых интересов крупного мирового капитала. Начало 20 века— эпоха революций в России и Европе, реакции на них мирового империализма: национализм, нацизм в Германии, фашизм в Испании, Италии и милитаризм в Японии.

    ОтветитьУдалить
  2. ПРОДОЛЖЕНИЕ
    Противостояние социализма и капитализма в 20 веке , на самом деле, стало противоборством двух определяющих мировоззрений. Одно научное — намеченное Ф. Энгельсом, К.Марксом, утверждённое целями Великой русской революции 1917 года, поставленное на практические и творчески развиваемые научно- теоретические основы В.И. Лениным, практически укрепляемое практиками (продналог, НЭП, индустриализация , коллективизация) переходного государства — СССР, И.В. Сталиным. Другое — стихийно проходящее, в ключе классовых интересов мировых империалистических сил, во главе Англии, США, Германии, Франции, Испании, Италии, Японии, устремлённых сохранить своё политическое и экономическое господство.

    После развала мирового организованного коммунистического движения народы бывших республик СССР и всего постсоветского мира: Болгарии, Латинской Америки, Кубы в растерянности! Объективно в мире, в странах, где продолжается естественный ход социалистического процесса, продолжает господствовать идеология «марксизма-ленинизма», идеология КПСС с национальным окрасом, что не позволяет видеть перспективы развития социалистического процесса, указываемых марксизмом 21 века.

    Практика миллионов сторонников социал-демократического мировоззрения левых и коммунистов России, Европы, США и Латинской Америки показывает, что социал-демократические воззрения всё более и более оформляются в духе идей еврокоммунизма. Причина этого в утрате политических устремлений национальными (псевдонаучными элитами) обществами, исторической преемственности ими передовых и революционных мировоззрений 18-19-20 века, приверженности Науке, основы которой заключены в марксизме 19-20-21 века.

    Противоборство мировоззрений продолжается между сторонниками научно-методологического подхода к изучению практик, осуществляемых в ходе прохождения социалистического процесса и сторонниками различных идеологий: от идеологии сталинизма и идеологии КПСС до идеологии еврокоммунизма (социал-демократия).

    25.11. 2020г.
    А.В. Чижиков,
    Товарищество -Ассоциация материалистов-диалектиков /марксистов 21 века.

    ОтветитьУдалить

 Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака русских фашистов на наш сайт!
Исчезли все иллюстрации. 
Но главное ведь это - текстовый контент ;)
Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by russian fascists on our website!
All illustrations are gone.
But the main thing is that it is text content ;)
So let's win!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...