Политкомиссия революционных
коммунистов-социалистов
(интернационалистов)
по созданию
Всемирной Единой Партии-Государства трудящихся
во главе с Сетевым Народным Правительством


La Commission Politique des Communistes-Socialistes Révolutionnaires (Internationalistes)
pour la Fondation de l'Unité Parti-Etat Mondial des Travailleurs
dirigé par le Gouvernement Populaire Réseau




Лаборатория мир-системного анализа
Фонда "Центр марксистских исследований"

http://centrmarxissled.ucoz.ru


понедельник, 30 августа 2021 г.

Santeri Matyas: Пол Пот, Андрей Платонов и изжитая революция

Кампучия шла за китайской Культурной революцией и пыталась решить превентивно проблему изживания революции в тяжелой рутине ежедневного подвига в строительстве общества, индустрии, нового человека. В известном смысле у Демократической Кампучии выбора не было - бедность большинства крестьян, война и связанный с ней неурожай риса, практическое тождество горожанина и буржуа, подправленное еще  и соусом исторической межплеменной вражды (городское население во многом было китайским и вьетнамским по происхождению), а также внешнее давление со стороны СРВ, другой возможности принципиально изменить страну не оставляли.

Но была в революции Красных Кхмеров и практическая попытка победить то обратное движение истории, что в Советском Союзе достаточно очевидно шло к своему торжеству. Речь о перерождении - партии, народа, государственных институций, идеологии и общественном падении идей.

Что было сделано в Демократической Кампучии в связи с этим?  Значительная часть граждан направлена на работу в сельские кооперативы, дети получали тотально-идеологизированное образование, работники умственного труда ежедневно  совмещали свою специальную трудовую деятельность с сельскохозяйственной, реализовывалось практическое равенство в труде, жилище, одежде. Известные и заведомо преувеличенные эксцессы здесь рассматриваться не будут, отчасти они были связаны со спецификой социальных отношений в Индокитае, отчасти с неполным контролем центра над периферийными красными отрядами, а отчасти и с идеологической узостью и даже принципиальным национализмом режима Красных Кхмеров (последнее, собственно, и стало непосредственной причиной его крушения). Был у режима Пол Пота и еще один изъян, унаследованный им со времен партизанской борьбы: конспиративность в принятии решений, принципиальная недемократичность, неопосредованность решений верхов решениями, дискуссиями низового уровня.

Между тем, известная и едва ли в свое время вполне осмысленная мысль В.И. Ленина состояла в том, что коммунизм требует "не теперешнего обывателя, способного зря, вроде как бурсаки у Помяловского, портить склады общественного богатства и требовать невозможного". Другая сторона этой проблемы носила название бюрократизации, и борьбе с ней Ленин посвятил один из своих последних, уже надиктованных им текстов. Таким образом, социализм требовал развития человека, чего не могло быть в должной мере произведено в условиях лихорадочной индустриализации, в условиях закрепления номенклатурных привилегий и даже закрепления определенных способов корректировки злоупотреблений верхнего и среднего звена управленцев.

Можно ли было продолженным революционным усилием перескочить сталинскую фазу бытования социализма, когда бы демократизация не вела бы к расслоению и загниванию человеческого материла, но сочетала бы в себе полноту контроля низов над верхушечной деятельностью и строгость выполнения советской демократией теоретических, целевых решений партии? Вероятно, да. Такая возможность была, и это едва ли не единственная возможность для построения социализма в тех исторических условиях, того социализма, который не рухнул бы, утратив смысл и значение действительной идеи. 

Но для этого требовались совсем другие социальные и идейные условия, чем те. что порождали НЭП и его сталинское преодоление. Какие условия были нужны, что требовалось стране, партии, советским народам, чтобы не рухнуть в сторону беспощадной машинерии общественной жизни, не оставляющей никаких надежд на появление воистину нового человека? О части этих условий написал Андрей Платонов, мыслящее слово которого стало своего рода теоретическим предвосхищением опыта Демократической Кампучии и Пол Пота, но в форме более разумной, а потому и превосходящей то, что было осуществлено Красными Кхмерами.

Писатель, выросший на времени революции и Гражданской войны, А.П. Платонов, дал, как представляется, своего рода эстетическое отображение таковой возможности, дал своего рода живую, художественную модель воплощения этой возможности в жизнь. Речь идет прежде всего о двух самых выдающихся произведениях нашего великого писателя, о "Чевенгуре" и Котловане". Главнейшим содержанием этих двух текстов Андрея Платонова является жизнь людей, захваченных духом революции, требующим постоянного воплощения себя в теле, в материи, в труде, в общественном подвиге. Эта тяжелая работа духа происходит в тяжелейших условиях жизни, но она дает то, что важней всего человеку - единство духа и материи, как основу полнокровной осмысленной жизни, причем дает не только в теории, в слове, но и буквально, зримо воплощается в подвиг, в созидание. И пусть эти произведения включены в своеобразные рамки сюжетного краха, но крах канвы есть необходимость, когда общество уже заведено в другую сторону и движется в ту противную сторону неумолимо и жестоко.

Иными словами, у сталинизма была зримая и светлая альтернатива в преодолении НЭПа, дальнейшего сближения рабочего класса и крестьянства на основе коммун-советов, уменьшение городского населения, сближения сельскохозяйственного и индустриального труда, а главное постоянного идейного ученичества коммун-советов, когда и вся страна в итоге оказывается такого рода советской коммуной.

Разумеется, после смерти Ленина советская страна была крайне далека от того, чтобы преодолевать необходимую для своего времени ситуацию НЭПа через вышеописанное развитие советской демократии и постоянное сближение труда сельского и городского пролетариатов, прочих условий, разделяющих условия трудовой жизни народа. Но нет никаких сомнений, что верное направление, то направление, за которым будущее - лежит в преодолении буржуазных, хронических болезней, лекарство от которых предложили Пол Пот и Андрей Платонов, которые шли в этом отношении  за принципиальными положениями  Ленина о строительстве коммунистического общества. А воплощенной в истории альтернативой ленинизму оказался выхолощенный социализм, изживший сам себя, изживший революцию.

1 комментарий:

  1. Василий Жиляев
    Несколько наивных замечаний на полях.
    1. А вот это "соединение городского населения с сельским" на рисовых чеках под присмотром малолетних солдат - это и есть революционный порыв масс?
    2. Какой характер носил труд на рисовых чеках, и были ли признаки уничтожения этого труда путем диалектического снятия противоречий между производством и потреблением?
    3. Не является режим Пол-Пота вывернутой наизнанку мелкобуржуазностью, описанной еще в "Манифесте"? Вы правы в том, что Пол-Пот с упорством, достойным иного применения, пытался реализовать постулаты маоизма. Действительно, зачем думать, сомневаться. Есть Ангка, которая за тебя думает, принимает решения. Тебе остается только работать. Тебе даже учиться не надо: все необходимые знания есть у Ангки. Все общество - пехота Ангки, которая воплощает в себе исключительность кхмерского народа. На мой взгляд, вся история красных кхмеров есть осквернение идеи. В этой истории прослеживается одна, но пламенная страсть: превратить людей в пластилин и лепить из него поражающие воображение проекты. Это и есть воспитание нового человека? Вы привели цитату Ленина из "Государство и революция". Но она о другом. Она не о рабстве, через которое пытался провести кхмеров Пол Пот, идя к иллюзорным сияющим (зияющим) вершинам счастья. Она о воспитании воспитателей. Она о создании таких производственных отношений, которые формировали бы нового человека. Коммунизм - это процесс уничтожения частной собственности в ходе осознанного построения гуманистического общества. Это процесс аннигиляции экономического отчуждения от процесса распределения общественного богатства. И это можно сделать посредством удара мотыгой по затылку? Мотыга, как средство воспитания плодит в массовом порядке тех самых бурсаков Помяловского, которые будут мстить своим "воспитателям" разрушением всего, что их окружает. Чем же является режим Пол Пота? Ничем иным, как "немецким социализмом", описанным в "Манифесте", ничем иным, как вариацией на тему нацизма. Что касается революционных фраз Пол Пота... Что ж, Христос и Антихрист с одним лицом, и горе тому, кто в горячке сражения этого не поймет. Но есть один постулат, одна цезура, позволяющая отличить истинное движение к гуманизму от ложного. Лакмусовой бумагой социализма является демократия, основывающаяся на революционном порыве пролетариата. Широкая демократия, дающая простор революционной энергии масс. Если вам под обещания светлого завтра одевают на шею ярмо, то знайте, что дело не в светлом завтра, а в ловких пальцах кормчего, у которого из под революционных одежд торчат те самые фалды фрака)))

    ОтветитьУдалить

 Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака русских фашистов на наш сайт!
Исчезли все иллюстрации. 
Но главное ведь это - текстовый контент ;)
Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by russian fascists on our website!
All illustrations are gone.
But the main thing is that it is text content ;)
So let's win!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...