Владимир ЕмельяновПочему помер СССР.
Причины исторические.
1. Понизились цены на нефть.
2. Экономика надорвалась на гонке вооружений.
3. На волю вышли и раскрутились цеховики и спекулянты.
4. 20 лет как умерла вера в коммунизм.
5. Поскольку умерла вера в коммунизм, то республики разбрелись по старым верам.
6. Руководители республик захотели быть президентами или эмирами независимых стран. Кто смотрел на Запад, кто на Восток.
7. Горбачев не хотел большой крови и был миротворцем.
8. А тут еще эти придурки из ГКЧП.
9. Ельцин не любил Горбачева.
Причины эстетические.
Сахаров, Солженицын, Шаламов, Высоцкий ("И если б наша власть была для нас для всех понятная, то счастие б она нашла, а нынче жизнь проклятая"), Галич, Тарковские, Бродский, Любимов.
При их наличии в культуре дальнейшее существование страны было невозможным.
-------------------------------
Борис Межуев
План ГКЧП был, вероятно, такой. Сместить Горбачева, объявить о каком-то новом строе. Затем дождаться съезда, сломить сопротивление Лукьянова и избрать Ельцина новым президентом СССР. Это абсолютно все объясняет, все тайны и загадки этого августа.
Но Ельцин, приехав в Белый дом, абсолютно правильно понял, что если он примет подобное предложение от тех, кого демократическая пресса уже назвала "путчистами", он сам себя утопит, и уже не выплывет. Ненависть либеральной Москвы и республик перекинется на него. В общем, у него были тысячи рациональных мотивов сорвать планы ГКЧП.
Когда Крючков это понял, он решил дать задний ход, но было поздно.
Это была история о силе общественного мнения, если угодно о силе интеллектуального класса, который в общем своим отношением переиграл замыслы всех игроков. В сознании людей была тогда одна мысль - коммунизм должен пасть во что бы то ни стало, империя должна рухнуть, а Россия должна сократиться и стать Европой.
И пока эта идея господствовала, никакое КГБ ничего не могло сделать. Когда эта идея погибла под давлением реальности, изменилось и отношение к тем событиям.
-------------------------------
Илья Смирнов:
Военный недопереворот ГКЧП – попытка растерянных людей проявить решительность. Хвалить их особенно не за что: расчистили путь для могильщиков государства. Но и ругать не стоит. Хотя бы потому, что были не кровожадны (в гибели троих юношей, которых тогда произвели в герои, виноват кто угодно, только не военные). Фронтовик Д.Т. Язов капитулировал без единого выстрела. Ведь чтобы драться всерьез, надо понимать, за что. За коммунизм? В него еще при Л.И. Брежневе перестала верить даже госбезопасность. За великорусский шовинизм, популярный среди тогдашних «консерваторов»? Этот “заблудившийся инстинкт” был (и остается) мощнейшим рычагом развала.
Советскую номенклатуру с рубежа 30-х годов целенаправленно зачищали от людей, склонных к самостоятельности. Наилучший человеческий тип, какой только можно воспитать в этом формате – честный исполнитель, см. состав ГКЧП. К сожалению, в условиях серьезного кризиса он полезен как в бане лыжи.
И это ведь не только про КПСС, правда? На закате следующей эпохи мы опять имеем вертикаль без обратной связи под лозунгом «Ты начальник – я дурак. Я начальник – ты дурак». Последствия так же предсказуемы.
Но обвинять один только правящий класс – не слишком справедливо. Он же не с Марса к нам упал. В том, что произошло с нашей Родиной, все приняли живое участие.
«Только чёрный дым тлеет ватою, // Только мы сидим виноватые» (А. Башлачев).
-------------------------------
Александр Елисеев
Распад СССР и «защита социализма»
В эти дни , в некоторых блогах снова поднимается вопрос – почему не было массовых коммунистических выступлений в августе и декабре 1991 года.
Уже высказывался на эту тему, но выскажусь и снова.
Повторение мать учения – тем более, в такие многозначительные даты.
Коммунистическая идея перестала быть популярной?
Да нет, как раз тогда и возникло комдвижение, готовое действовать либо без оглядки на начальство, либо при минимальной оглядке. Тогда оно стало идейным и массовым, реально возродилось.
Конечно, коммунисты уступали в численности «демократам», но тоже имели свои активно работающие площадки.
Была Большевистская платформа, была платформа Марксистская, было Движение Коммунистической инициативы. Было даже Движение демократических коммунистов, которое осталось в партии и после выхода оттуда Демплатформы Руцкого.
Эти деятели могли бы вывести на улицы солидное количество людей.
И, кстати, они это сделали – но, только, не в августе, и в не в декабре.
А 7 ноября 1991 года, на Манежной площади. Митинговало 50 тысяч коммунистов.
Об этом событии как-то не принято вспоминать, ибо это не вписывается в общую логику «деградации комдвижения».
Деградировала партийная номенклатура, которая давно уже успешно демонтировала «коммунистическую власть». И проводники данного демонтажа могли иметь разные, так сказать, «ипостаси» - «горбачёвцев», «ельцинцев» или «ГКЧПистов».
Так вот, подписываться сначала за ГКЧП (август) и потом и за Горбачёва (декабрь) возрождённое (именно так, именно тогда!) комдвижение не захотело.
И Союз давно уже умер, став просто формальностью.
А вот в январе 1992 года, когда не было уже никакой видимости – всё и «понеслось».
Ну, а реальных симпатизантов ГКЧП, в виде «абстрактных» государственников, я знаю. Менее всего они думали о «защите коммунизма».Скорее, они были бы в восторге от запрета компартии, но только уже – «с другой стороны».
-------------------------------
Дмитрий Ольшанский
- Среди людей социально одобряемых взглядов в последние годы популярна идея, что несостоявшийся переворот 19.08.1991 погубил Советский Союз. Они любят с мнимым сожалением говорить, что вот-де, если б не ГКЧП, то подписали бы новый Союзный договор и жили бы себе дальше, но... Это все чушь. Летом 1991 года катастрофа была неизбежна - уже хотя бы потому, что региональное начальство осознало перспективу создания всем миром признанных собственных банановых республик, и на фоне такого счастья не стало бы дальше подчиняться никому не нужному Горбачеву.
И достаточно того факта, что этот якобы "новый Союзный договор" вовсе не предполагал единого финансового центра - печатать валюту и собирать налоги все могли так, как им вздумается. То есть это уже не было единое государство. Это было ровно то же самое бессмысленное СНГ, какое позже и образовалось, - просто Горбачева бы, может, в другом случае терпели чуть дольше в качестве ставропольской королевы, ну, лишние полгода.
Так что СССР мог спасти только военный переворот, все дедушки правильно понимали. Но дедушки были слишком добрые.
- ГКЧП не имел никакого отношения к Советской власти, КПСС, строительству коммунизма, возврату в проклятое прошлое и тп. Это все придумала тогдашняя интеллигентская пропаганда.
На самом деле, если бы все получилось, это была бы обычная правая и рыночная латиноамериканская диктатура. И я уверен, что если бы дедушки преуспели, то уже через несколько месяцев они заменили бы Павлова на Гайдара, начали приватизацию, а может и компартию принудили бы самоликвидироваться.
То есть они делали бы примерно то же самое, что позже и произошло, - но, поскольку они были цивилизованнее и порядочнее Ельцина, они бы делали то же самое, но - намного лучше. Наши девяностые были бы слегка помягче.
- Исключительная ценность тогдашнего военного переворота была бы в том, что мы бы удержали три республики, которые только и нужно было удерживать. Если бы сила была явлена - У, Б и К не поперли бы против этой силы, а их боссы мигом вернулись бы в общее руководство. Ну а все остальное можно было бы и отпустить. Американцам было бы достаточно того, что этот пиночетианский режим выводит войска из Германии и не удерживает Прибалтику в обмен на что-нибудь ценное (деньги и еду). Очень жаль, что получилось иначе.
И в этом смысле мне очень нравится, что путинская Россия, в отличие от умиравшего СССР, показывает себя дееспособной системой. И если Горбачев и ГКЧП равным образом боялись сопротивляться напору моды, напору толпы, напору "общества" - даже когда речь шла о собственной власти и государственном выживании, - то ВВП и компания на этот напор плюют и правильно делают. Они показывают нам день за днем и год за годом, что - да, можно держаться, можно бороться, а сдаваться необязательно, даже если тебе в уши громко-громко орут, что ты тиран, что ты обречен, что ты прошлое, ну и все прочие их глупые речевки. О, если бы все это было возможно ранним утром 19 августа 1991 года.