Политкомиссия революционных
коммунистов-социалистов
(интернационалистов)
по созданию
Всемирной Единой Партии-Государства трудящихся
во главе с Сетевым Народным Правительством


La Commission Politique des Communistes-Socialistes Révolutionnaires (Internationalistes)
pour la Fondation de l'Unité Parti-Etat Mondial des Travailleurs
dirigé par le Gouvernement Populaire Réseau




Лаборатория мир-системного анализа
Фонда "Центр марксистских исследований"

http://centrmarxissled.ucoz.ru


пятница, 5 марта 2021 г.

Авраам Шмулевич: Общество XXI века: проект максимально децентрализированной системы

Любая современная социальная модель декларирует своей задачей сделать человека максимально свободным, раскрыть заложенный в каждой личности потенциал.

Получается это, однако, далеко не всегда. Одна из основных причин отсталости обществ в современном мире — в забюрократизированности. Система управления должна быть максимально эффективна — но централизованная система не справляется с тем обилием информации, быстрая переработка которой требуется для эффективного правления современным обществом.

Децентрализованная, предоставляющая гражданину максимум инициативы система управления оказывается более успешной. Над гражданином должно быть как можно меньше надсмотрщиков.

Отметим, что все великие общества современности были построены только таким путём — путём раскрытия потенциала человека и предоставления максимальной свободы самовыражения при наличии общего, направляемого государством вектора. Британская Империя и США были построены путём поощряемой государством частной экспансии, точно так же и Россия колонизировала пространства Сибири и Севера. Так же должны действовать и те народы, кто хочет выбиться в мировые лидеры 21-го века (евреи, например — если они, наконец, захотят достигнуть своих естественных, обещанных Б-гом, пределов от Нила до Евфрата).

Речь не идёт о том, что бы отменить абсолютно все госинстанции и полностью исключить регулирующую роль государства. Функция государства (да, собственно, любой общественной организации) состоит в том, что бы задавать вектор развития социума и определять для него общие рамки. Проблема возникает, когда государство начинает забирать себе слишком много контролирующих функций в слишком широких областях не только общественной жизни, но и частной жизни граждан. При этом качество выполнения государством возложенных на него задач неизбежно снижается.

Бессмысленно задавать вопрос, что первично — права индивида или права общества, будь то нация, класс или государство. По определению, общество ставит своим членам определённые ограничения и принуждает их в этих ограничениях оставаться, а также ставит определённые задачи и принуждает своих членов эти задачи выполнять. 

Принуждение бывает косвенным (чаще всего) — скажем, человек, не состоявший в КПСС, не мог рассчитывать подняться на высшие социальные этажи, при этом никто, под угрозой репрессий, насильно в партию не загонял. Совершенно аналогичная ситуация «мягкого принуждения» существует и в современном западном обществе, только она менее рефлексируется рядовыми гражданами. 

Принуждение бывает и силовым, будь то путём физического давления, или давления финансового, в обществе капиталистическом. Разница между нацистской Германией и Германией современной, между маоистским Китаем и США, сколь бы велика она не была — в количестве этих рамок и величине люфта, предоставляемого гражданам. Но и там и там, в конечном итоге, если права индивида (как их понимает государство) приходят в противоречия с интересами социума (как бы он не назывался на местном жаргоне — класс, нация, демократия, Всеобщие свободы) — права индивида ограничиваются.

В неуспешных или в не очень успешных странах (например, таких, как Израиль или страны СНГ) правит бюрократия, сращённая с крупным псевдобизнесом. Псевдо — поскольку классического крупного свободного бизнеса в этом случае нет.

Чтобы сделать экономическую и социальную систему эффективной, чиновничий аппарат должен быть сокращён до минимума.

Как возможно реформировать систему налогов и госуправления? Скажем, сейчас в области образования государство просто отнимает у нас часть наших денег и мы не имеем возможности влиять на то, чему и как учат наших детей. Львиная доля этих налогов вообще не доходит до школ, а идёт чиновникам. Система образования получается в результате неэффективной — настолько, что хуже уже вряд ли возможно.

Взамен можно предложить систему максимально децентрализованную: гражданин обязан отдавать часть своего дохода на нужды образования, а государство должно только определять, какую именно, и следить за выполнением. Эти деньги гражданин может передать в любую школу по своему выбору. Школы открываются по частной инициативе и конкурируют между собой за эти, в обязательном порядке выделяемые гражданами, деньги. Государство не вправе вмешиваться в их работу, только следит, чтобы там действительно учили детей. Не хочешь религиозного образования — ну и не давай на него денег! Не хочешь светских предметов — давай только на хедеры или церковно-приходские школы. Но государство не должно предоставлять никаких преимуществ выпускникам той или иной систем — так что дальнейший жизненный успех будет определяться именно качеством полученного образования. В этом случае «народ» сам быстро определит оптимальный путь развития.

То же касается и системы социального обеспечения и социальной помощи. Сейчас этими делами занимается государство, используя собранные с населения в виде налогов средства — но всем известно, насколько частная система благотворительности эффективнее государственной.

Стоит тогда обратиться к «первоисточникам», к религиозной традиции, которая, собственно, и внесла в современное западное общество идею о необходимости помощи ближнему.

Мы увидим, что в Торе (Библии) оговорена необходимость социальной помощи, оговорён даже процент дохода, который человек обязан отдавать на помощь более социально слабым, определены и категории населения, нуждающиеся в такой помощи. Но куда и кому конкретно отдавать средства, решает исключительно сам гражданин. Видимо, и в современном мире наиболее эффективной будет система, при которой государство не имеет права определять, куда должны идти налоги, уплаченные гражданами на социальные нужды.

Конечно, должны быть надёжно защищены права всех наёмных работников — и естественно задать вопрос, кто будет заниматься данной защитой, из каких средств она должна финансироваться и каким образом это согласуется с тезисом о сокращении чиновничьего аппарата?

Однако сама постановка вопроса неправильна. Она предполагает, что основным регулирующим и надзирающим социальным механизмом может быть только армия чиновников, бюрократический аппарат. Но чтобы добиться каких-то социальных результатов или защитить чьи-то права, совершенно необязательно пользоваться огромным аппаратом чиновников. Наиболее эффективный и дешёвый путь — запустить систему самоорганизации, дать инициативу, самим гражданам, в максимальной степени дать возможность гражданину самому организовывать свою жизнь, минимизируя влияние отчуждающих государственных инстанций.

Но все это возможно только при наличии эффективной судебной системы именно она есть основа здоровой и эффективной социальной системы. Система правосудия должна быть быстрой, эффективной, так, чтобы при любом конфликте любой человек мог обратиться туда и быть уверенным, что любое его обращение в минимально короткий срок будет рассмотрено, будет вынесено справедливое решение и это решение абсолютно неукоснительно и незамедлительно будет воплощено в жизнь. Израильское (про российское и говорить не приходиться) правосудие давно таковым не является, суды могут тянуться годами, если у вас нет больших денег на адвокатов — правды не добиться.

Если при существующей судебной системе работодатель нарушил права наёмного работника, то добиться справедливости в суде практически невозможно. Если же это и произойдёт — процесс может тянуться годами, работнику при этом необходимо нанять дорогостоящих адвокатов, более квалифицированных, чем наймёт работодатель. Но даже если суд вынесет решение в его пользу — остаётся проблема получить причитающиеся деньги, зачастую это более безнадёжное дело, чем выиграть сам процесс. Даже если в результате присуждённые средства и будут получены, работник должен будет заплатить судебным исполнителям определённый процент, обычно 10%, с выигранной по суду суммы (законно причитающихся ему денег или зарплаты!) Но судебные решения должны неукоснительно приводиться в жизнь соответствующим аппаратом. Противоестественно, когда сам потерпевший должен платить за это — мы пока ещё не платим следователю. Точнее, платим, внося налоги. И этого должно быть достаточно!

Также и роль адвокатуры, как известно каждому, в современном суде чрезвычайно велика. Хороший адвокат может очень много, причём ни у кого не возникает сомнения, что к «поиску правды» это его умение не имеет никакого касательства. Право на стороне того, у кого есть большие деньги.

Ещё одна проблема современного израильского судопроизводства — «суды загружены». Но если это действительно так — значит, надо увеличить количество судов. Ведь было бы дико представить ситуацию, когда больные в массовом порядке умирали бы от аппендицита, поскольку «хирурги загружены». Для сравнения, основанное на Талмуде еврейское право называет ситуацию, когда рассмотрение дело затягивается более минимального периода — «пыткой судом» (которую, естественно, запрещено допускать!)

Выплатить зарплату наёмному работнику в тот же день, когда это предписывает договор — есть мицва, Б-жественная заповедь. Соответственно этому обязан действовать и суд.

Предлагаемая модель не предусматривает отмены, скажем, полиции. Государство, естественно, продолжает функционировать, и обязано решать вопросы внутренней и внешней безопасности. Речь не об отмене полиции, но о предоставлении самим гражданам, наряду с существованием полиции, большей инициативы и свободы в деле защиты самих себя, а также большей возможности контроля над деятельностью чиновничьего аппарата. И сейчас основная заслуга в том, что конкретный гражданин не был ограблен, принадлежит ему самому, именно он сам, по своей инициативе, поставил себе крепкую дверь и запирает её. Точно так же возможность выбирать шерифа приводит к уменьшению злоупотреблениями со стороны полиции, право граждан самим создавать вооружённые милиции по охране своей территории (и использовать часть выплачиваемых ими налогов для этой цели), право на всеобщее ношение оружия, приводят к улучшению криминогенной обстановки.

Так, на самом деле, самый эффективный, собственно, единственно эффективный способ пресечь события типа 11 сентября — разрешить или даже обязать всех пассажиров самолета иметь с собой огнестрельное оружие. Вооружённый захват судна нескольким террористами станет просто невозможным.

***

В общем, следует признать: существующая социальная ситуация противоестественна. Но глупо считать, что она неисправима.

2 комментария:

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ К КОММУНИЗМУ!
    ---------------------------—
    ВСЕРОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ НОВОГО ТИПА — НАРОДОПРАВНОМУ СОЦИАЛИЗМУ
    —-------------------------—
    НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    (РОЛЬ, МЕСТО НА ПОСТСОВЕТСКОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА)

    Вторник, 9 марта 2021, 18:19 +03:00 от Нигмати :

    Работа же Петрухина - это конкретная социально-экономическая программа........ Вот это-то и смешно, когда между Лениным с его "Равитием капитализма в России" и доярками Петрухина никого нет у некоторых товарищей.

    Э.И. Нигмати, член ЦК ВКП(б), руководитель идеологической комиссии
    ========================================
    Уважаемый Эдуард Ирекович!

    Участников революционной составляющей пролетарского движения России, действующих в руководстве наследием Школы русского марксизма ( основатели Г.В. Плеханов и В.И.Ленин), конечно же, не мало, но пока не достигает критической массы, чтобы в созвучно общему настроению народа решительно сменить систему Ельцина — Путина на отношения государства, завершающего этапа перехода к народоправному социализму — начальной стадии коммунистической ОЭФ.
    Смена системы - это историческая закономерная неизбежная необходимость! Опыт СССР и практики деятельности авангардных пролетарских политических групп сделали возможным выработку Концепции народоправия, Программы народоправия! В настоящий момент есть и энтузиасты – подвижники марксизма 21 века, есть и лидеры народоправия - они духовно Единая Команда - подвижники современной революционной стратегии и тактики работы в пролетарском движении и в восстанавливаемом организованном коммунистическом движении!

    В России всегда были энтузиасты - подвижники развития практического движения к коммунизму - народоправлению! Интеллектуальными помыслами их мышления, проводилась и проводится огромная работа по концептуальному оформлению современной революционной теории — народоправие, наполнением разработок марксистской философии новейшими работами:
    — по актуальным правовым аспектам народоправления - социализма на собственной основе (В.С. Нерсесянц -1980-2006гг.),
    - логики истории и материализма (В.А. Вазюлин),
    - политэкономии народоправия на базе экономического персонализма (В.С. Петрухин - 1970 г. по настоящее время),
    - вопросы народного самоуправления ТОСы (Л.Н.Бозина - 2000г. по настоящее время),
    - общие вопросы марксизма как науки (Ю.Ермалавичюс – 2020г.),
    - диалектика противоречий (М.Бурик -2020г.),
    - диалектика противоположностей как Единое диалектическое пространство диалектических противоположностей, практика сопряжения которых обеспечивает разработку высокоразвитой классовой политической диалектической противоположности, выражающей классовые интересы пролетариата, единение пролетариата на основах коллективизма нового типа (А.В. Чижиков - 1992-г. по настоящее время.),
    - общественно персонализированный способ производства и его материалистические истоки (С.С. Гандилян- 2002г. по настоящее время),

    ПРОДОЛЖЕНИЕ СМ.НИЖЕ

    ОтветитьУдалить
  2. ПРОДОЛЖЕНИЕ

    - противоречия народовластия и народоправия (Н.В. Миляев – 2005г. по настоящее время),
    - материалистическое понимание истории и проблемы теории социализма (Ю.К. Плетников -2000-2008гг.), — механизмы отношений народоправного социализма (В.Н. Гурин -2017г. по настоящее время), — демократический социализм /народовластие/ - элемент завершающего этапа перехода на отношения коммунистической формации (И.Чечулин – 2017г. по настоящее время),
    - роль и место сталинизма и троцкизма в социалистическом процессе (М.Моторин),
    - истоки и корни русского народоправия (Д.Георгис - 2000г. по настоящее время),
    - системный подход в устранении противоречий (Г.П Щедровицкий – 1970-1994гг.),
    - диалектика системного подхода в устранении противоречий с установлением обратной связи в народоправии (Э.В. Фомин - 2018 г. по настоящее время),
    - аспекты воспитания, образования, просветительства третьего тысячелетия) — фундаментальные факторы развивающие и укрепляющие тенденции третьего тысячелетия (Л.В.Волгунова -1980г. по настоящее время).

    Без восстановления роли и места Науки об общественном развитии и человеческом мышлении ( основа марксизм 19-20-21 века) и её влияния на развитие страт общества, невозможно достигать качественных изменений в жизненном и трудовом укладе граждан ни в России, ни на постсоветском пространстве, ни в мире!

    9.03. 2021г.
    А.В.Чижиков,
    Фонд «Центр марксистских исследований»,
    Межнациональное Товарищество-Ассоциация материалистов-диалектиков/марксистов 21 века постсоветского пространства,
    ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР /аналитика и просветительство на базе Науки об общественном развитии и человеческого мышления - на основе марксизма 19-20-21 века/

    ОтветитьУдалить

 Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака русских фашистов на наш сайт!
Исчезли все иллюстрации. 
Но главное ведь это - текстовый контент ;)
Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by russian fascists on our website!
All illustrations are gone.
But the main thing is that it is text content ;)
So let's win!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...